Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Вас вызывают в музей. Государственные галереи рассчитывают на поддержку бизнесменов-коллекционеров

Wish-листы составлены. Когда появятся картины?

Текст материала

 

 

13 июня 2017 года работа Эрика Булатова "Картина и зрители" (2011-2013) была передана Фондом Потанина Третьяковской галерее Фото Анастасии Замятиной / Третьяковская галерея

Wish-листы составлены. Когда появятся картины?

В 2014 году Путин и Медведев преподнесли Эрмитажу дары. Президент — яйцо Фаберже 1902 года и часы 1891 года, принадлежавшие Александру III и императрице Марии Федоровне, премьер-министр — портрет графа Григория Орлова кисти Стефано Торелли 1763 года. Вслед за первыми лицами государства появились и другие дарители, но волны чирлидеров среди коллекционеров и меценатов не поднялось. Хотя идея прикрепить щедрого мецената к каждому государственному музею, как к футбольному клубу или спортивной федерации накануне Олимпиады, становится все очевиднее.

С 2015 года государственные музеи практически лишены средств на пополнение своих коллекций. Аппетиты у музеев огромные. В Третьяковской галерее не хватает неофициального советского искусства, художников конца XX — начала XXI века: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Кулика, Семена Файбисовича, Александра Виноградова, Владимира Дубосарского. Пушкинский музей интересует прежде всего современное европейское и американское искусство. У Эрмитажа аппетиты еще серьезнее: предметы декоративно-прикладного искусства из обихода царской семьи, предметы, ушедшие из музея на аукционах 1920-х годов, старые мастера, искусство XX века и современное искусство.

Первой общественный запрос озвучила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она объявила 2017 год в музее годом дарителей. И первые четыре дара Третьяковка уже приняла. На подходе еще два. Государственный Эрмитаж, много лет успешно сотрудничающий со спонсорами и меценатами, принял в этом году дары от Давида Якобашвили, Сергея Гирдина, Лена Блаватника, и сейчас проходит процесс оформления еще двух работ в дар от Фонда Владимира Потанина. Пушкинский музей на момент сдачи номера о дарах 2017 года сообщить редакции не смог.

К чести Третьяковской галереи и ее директора, сработал опыт переговоров с меценатами и дарителями, полученный Трегуловой в том числе во время ее стажировки и сотрудничества с Музеем Гуггенхайма. «Там я увидела, как важна сильная персональная вовлеченность при переговорах со спонсорами и меценатами. Должна быть страсть, должна быть глубочайшая убежденность, что сегодня это важнейшее дело для музея, важнейший проект по пополнению коллекции», — говорит Трегулова в интервью Forbes. И, конечно, кстати оказалась ситуация с даром Фонда Потанина Центру Помпиду, когда больше 370 работ послевоенного и современного российского искусства были переданы в парижский музей. Пока другие обиженно дулись: вот французам досталось, а нам — кукиш, Трегулова взяла и позвонила Потанину. «Когда меня спрашивали: «А что вы думаете по поводу дарения Центру Помпиду? И не лучше ли было бы, чтобы фонд подарил коллекцию нам?», я говорила о том, что если российского искусства нет в крупнейших музеях мира, то его нет в мировом искусстве. Конечно, хотелось бы, чтобы когда-нибудь фонд Потанина подарил что-то и Третьяковской галерее. Видимо, фонд Потанина меня услышал. А потом просто спросил: «Ну, а что?» Я сказала: «Булатов», — рассказывает она.

Так решился вопрос с первым дарением. В начале лета этого года Третьяковская галерея получила полотно Эрика Булатова «Картина и зрители».

Все, что предпринимает сегодня Третьяковская галерея, по сути, уже изобретено и отработано ее основателем Павлом Михайловичем Третьяковым. Например, недавняя полемика коллекционера Петра Авена и художника Владимира Дубосарского — вопрос, решенный московским собирателем 150 лет назад. Купец второй гильдии Павел Третьяков, создававший музей национального искусства, знал, почему современное российское искусство не так успешно на арт-рынке, как могло бы быть, и кто в этом виноват. Тридцатитрехлетний Третьяков, например, писал: «…Многие положительно не хотят верить в хорошую будущность русского искусства и уверяют, что если иногда какой художник наш напишет недурную вещь, то как-то случайно, а что он же потом увеличит собой ряд бездарностей! Вы знаете, я иного мнения, иначе я и не собирал бы коллекцию русских картин, но иногда не мог, не мог согласиться с приводимыми фактами; и вот, всякий успе� каждый шаг вперед мне очень дороги, и очень был бы я счастлив, если бы дождался на нашей улице праздника».

«Павел Михайлович Третьяков собирал современное искусство, — уточняет директор Третьяковской галереи. — Для нас сейчас это нетленная классика, а тогда это было современное искусство. Третьяков мог купить работу, даже если понимал, что он не сможет показать ее в залах музея. Поэтому и мы должны быть живым развивающимся музеем, который собирает современное отечественное искусство».

Вот первые четыре дара, полученные музеем в 2017 году. Работа Эрика Булатова «Картина и зрители» выкуплена у художника в Париже Фондом Потанина по «средней рыночной цене», как сказала жена автора Наталья Булатова, то есть она стоила около €500 000. Работа Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой» куплена Фондом поддержки Третьяковской галереи у вдовы художника Венеры Жилинской (деньги на покупку пожертвовал в фонд меценат, пожелавший остаться неизвестным, но через несколько дней у работы, выставленной в основной экспозиции в Новой Третьяковке, появилась этикетка с именем дарителя, бизнесмена Александра Тынкована). «Портрет Хайдеггера» передан Фондом Дмитрия Пригова. Четыре проекта Андрея Кузькина подарены Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow — фонд выкупил проекты у художника за сумму около 1 450 000 рублей с обязательством передать Третьяковской галерее. А в самое ближайшее время музей ждет дары Фонда Алишера Усманова.

Громоздкая государственная институция при необходимости способна действовать четко и быстро. Музей хорошо знает, что он хочет получить. Подарить государственному музею можно только то, на что укажет сам музей. Даритель не имеет права ставить музею условия экспонирования и хранения работы.

Каждое произведение — кандидат на пополнение коллекции проходит несколько этапов одобрения экспертно-фондовой закупочной комиссии. В комиссию Третьяковки входят тридцать экспертов: сотрудники всех научных фондовых отделов, главный хранитель, заведующий отделом комплексных исследований. «Основной принцип нашего пополнения фондов — высокое художественное качество. На заседании мы детально обсуждаем каждую работу, доказывая, почему она должна быть в галерее», — рассказывает Татьяна Карпова, заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе, глава экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Кандидат в дары должен успешно пройти минимум два заседания: его должны зачислить в wish-лист музея, и потом должно быть принято решение о покупке. Строгость научного совета музея объясняется просто: государственный музей, в отличие от частного собрания, не может ни обменивать, ни продавать произведения искусства. Все, что попадает в его фонды, остается там навсегда. И это, конечно, сильный репутационный козырь, который музей много лет использует, общаясь с художниками и гарантируя им место в истории. Тот же аргумент музей использует на переговорах со спонсорами и меценатами.

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова убеждает коллекционеров в том, что галерея действительно интересуется современным искусствомДиректор Третьяковки Зельфира Трегулова убеждает коллекционеров в том, что галерея действительно интересуется современным искусствомФото Александра Корнюхина для Forbes

Но этот же государственный перфекционизм имеет оборотную сторону: много лет Третьяковка остается на рынке ни с чем. Например, в 2011 году на торги Christie’s было выставлено полотно Ильи Репина «Парижское кафе» из частной европейской коллекции. В марте 2011 года работу Репина привезли в Москву на три дня в рамках предаукционных гастролей. И Третьяковка, конечно, захотела ее купить. Были написаны письма в Минкульт, прошли заседания экспертно-фондовой закупочной комиссии. Но пока Минкульт решал вопрос с финансами, 6 июня 2011 года на торгах в Лондоне «Парижское кафе» купил за £4 521 250 Вячеслав Кантор. Чтобы конкурировать с такими покупателями, музеям и нужно больше спонсоров.

Как только весной 2017 года появилась возможность получить работу Эрика Булатова «Картина и зрители» (и Третьяковка, и Зельфира Трегулова с 2013 года не раз начинали разговор с Булатовым), экспертно-фондовая комиссия смогла одобрить в Москве работу, не требуя на заседание оригинал из мастерской художника в Париже. Благодаря такой оперативности музея и сотрудников фонда Потанина картину передали в дар Третьяковской галерее уже 13 июня.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова