Назад

Спорт как инструмент для решения социальных задач

Спорт как инструмент для решения социальных задач

Текст материала

Спорт — основа устойчивого развития общества. По крайней мере, так говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Что такое социальный спорт, как он меняет жизнь в регионах, формирует «позитивные комьюнити» и обеспечивает инклюзию — в материале «Филантропа». 

Спортивный интерес

В конце прошлого года правительство утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. В ней ценность здорового образа жизни признается «основой устойчивого развития общества», от которой напрямую зависит качество жизни населения. 

К 2030 году, согласно Стратегии, спортом и физкультурой в России регулярно будут заниматься более 70% от общего числа населения, включая дошкольников, пожилых, людей с особенностями развития и т.д. Сегодня, по данным Росстата, процент людей, тренирующихся на систематической основе, уже составляет 43%. Повысить этот процент предполагается за счет вовлечения в спортивные инициативы людей старшего возраста, а также представителей социально незащищенных слоев общества. 

Иными словами, сейчас в России спортом уже занимаются все, кто действительно этого хочет. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2020 года: спорт оказался вторым по популярности увлечением россиян, после садоводства. Таким образом, задача, которую ставят перед собой спортивные чиновники, заключается в том, чтобы привлечь к занятиям спортом тех, кто вообще не увлечен физической культурой. И здесь им на помощь может прийти социальный спорт.

Любой спорт по определению имеет общественное измерение. Однако социальный спортивный проект отличается от исключительно спортивного наличием у проекта общественно значимой миссии, социальной декларации. К области социального спорта могут быть отнесены любые проекты, цель которых — инициирование позитивных изменений в жизни общества с помощью спорта.

В 2020 году Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с центром социального проектирования «Платформа» провели первое в России масштабное исследование феномена социального спорта. Его результаты показывают, что для подавляющего большинства россиян спорт – это в первую очередь здоровье и хорошее настроение (так ответили 70% опрошенных), удовольствие (этот ответ выбрали 62% респондентов), радость от достижения цели (52%). В то же время с соревнованием, борьбой за победу спорт ассоциируют меньше трети опрошенных (28%). 

Схожие ценности провозглашают и лидеры социально-спортивных проектов. На первый план здесь выходят не состязание и воля к победе, а дружеское общение, взаимопомощь, преодоление самых разных форм социальной депривации. Социальный спорт «человечнее»: возможно, в этом его главный секрет.

Для социальных проектов в области спорта сами по себе спортивные достижения самоцелью не являются. Спорт используется в таких проектах как средство для решения тех или иных социальных задач. Миссия спортивных общественных инициатив порой может быть облечена основателями объединений в форму своего рода программного заявления, манифеста, в котором четко обозначается, ради чего и для кого был создан и работает проект. 

Наиболее часто целевой аудиторией социально-спортивных проектов становятся либо люди с особенностями физического или ментального развития, либо люди, принадлежащие к социально незащищенным слоям общества. 

«Вирус» спорта

К первой категории относятся, например, «Лига мечты» Сергея и Натальи Белоголовцевых. Проект специализируется на реабилитации и социализации детей и подростков с инвалидностью. Или «Марафон в темноте» Юлии Толкачевой и Анастасии Плетминцевой, в рамках которого незрячие и слабовидящие спортсмены открывают для себя бег с помощью зрячих бегунов-партнеров. 

Подобные инициативы существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах – например, проект «Нет недосягаемых высот» по социальной адаптации людей с инвалидностью был разработан под эгидой Федерации скалолазания Нижегородской области. 

Зачастую инклюзивная составляющая дополняет какие-либо иные социальные мотивации основателей проектов. В частности, Игорь Колесов из фонда «Лидер», который развивает дворовые виды спорта, рассказывает: «Мы хотим привнести в дворовый спорт лучшие практики, в том числе возможности для инклюзии. Цель не в том, чтобы просто играть, а в том, чтобы через спорт запустить цепочку позитивных социальных эффектов»

Спорт способен сближать и объединять людей, несмотря на их различия. Именно поэтому спорт прекрасно работает в целях укрепления толерантности и добрососедских отношений. 

Возможности спорта для адаптации мигрантов и снижения ксенофобии используют активисты Центра развития межнационального сотрудничества. 20 лет назад Ашот Айрапетян и его коллеги решил организовать футбольный турнир для представителей разных национальных групп. Выяснилось, что такие соревнования не только не провоцируют разногласия, но, напротив, дают возможность людям, принадлежащим к разным этносам и разным культурам, подружиться. Сегодня центр проводит и соревнования для взрослых, и детские турниры. Кроме того, в Екатеринбурге прошел матч «Национальные лидеры и местная полиция». «Я лично играл за национальных лидеров, – вспоминает Айрапетян. – Мы позорно проиграли, но важен был сам процесс».

Спорт позволяет формировать так называемые «позитивные комьюнити» —то есть сообщества людей, объединенных некой общей страстью, увлеченных, «горящих» — в противовес «деструктивным», объединенным вокруг негативных социальных практик употребления алкоголя или наркотиков.

Пример такого проекта – общественное движение Offbeats, занятое преображением неблагополучных городских районов через уличный спорт. По словам лидера движения Валентина Работенко, нередко самые опасные районы города в итоге превращались в площадки проведения спортивных фестивалей «Очень часто в тусовке “под мостом” находились отдельные люди, уже занимающиеся паркуром, брейкдансом, – рассказывает Работенко. – Они и заносили “вирус” спорта на неблагополучные территории, и изменения становились необратимыми».

Слов нет, а миссия есть 

Говоря о том, каким бывает социальный спорт, необходимо иметь в виду, что социальная составляющая спортивного проекта может оставаться недосказанной или не высказанной вовсе. Однако тот факт, что основатели проекта не сформулировали социальную декларацию, вовсе не означает, что общественно значимой составляющей у проекта нет. 

К примеру, Юлия Енькова, представляющая платформу коммуникации для девушек, занимающихся единоборствами Fight and Roll Girls, так объясняет причину появления объединения: «У нас, в бразильском джиу-джитсу, очень мало девочек. И, допустим, я приезжаю на соревнования, и у меня может не оказаться категории: то есть я хочу побороться за медали, за призы, а соревноваться мне не с кем. Поэтому мы с девчонками из других команд создали женское объединение любительниц джиу-джитсу. Уже потом мы начали рассказывать о наших девочках, агитировать идти на соревнования» 

Так вполне понятное желание найти себе партнера на турнире привело к появлению одного из крупнейших в России сообществ девушек, занимающихся единоборствами, которое одним только фактом своего существования в публичном пространстве создает прецедент противостояния стереотипному разделению видов спорта на сугубо мужские или женские.

Человечный бизнес

Социальная миссия может реализовываться не только в некоммерческих или государственных объединениях, но и в рамках бизнес-проектов. Таков, например, кейс создания школы футбола для девочек и женщин GirlPower.

Проект начался более восьми лет назад с открытия небольшой футбольной секции для мальчиков #tagsport. Еще через два года по просьбам мам в #tagsport появилась женская футбольная школа. 

«Я понял, что в России нет места, куда бы девочка восьми лет и старше могла прийти и научиться играть в футбол, – объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, основатель #tagsport. – И пять лет назад мы сделали такое место – GirlPower. И сейчас это крупнейшая в России женская школа футбола» 

Спорт — основа устойчивого развития общества. По крайней мере, так говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Что такое социальный спорт, как он меняет жизнь в регионах, формирует «позитивные комьюнити» и обеспечивает инклюзию — в материале «Филантропа». 

Спортивный интерес

В конце прошлого года правительство утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. В ней ценность здорового образа жизни признается «основой устойчивого развития общества», от которой напрямую зависит качество жизни населения. 

К 2030 году, согласно Стратегии, спортом и физкультурой в России регулярно будут заниматься более 70% от общего числа населения, включая дошкольников, пожилых, людей с особенностями развития и т.д. Сегодня, по данным Росстата, процент людей, тренирующихся на систематической основе, уже составляет 43%. Повысить этот процент предполагается за счет вовлечения в спортивные инициативы людей старшего возраста, а также представителей социально незащищенных слоев общества. 

Иными словами, сейчас в России спортом уже занимаются все, кто действительно этого хочет. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2020 года: спорт оказался вторым по популярности увлечением россиян, после садоводства. Таким образом, задача, которую ставят перед собой спортивные чиновники, заключается в том, чтобы привлечь к занятиям спортом тех, кто вообще не увлечен физической культурой. И здесь им на помощь может прийти социальный спорт.

Любой спорт по определению имеет общественное измерение. Однако социальный спортивный проект отличается от исключительно спортивного наличием у проекта общественно значимой миссии, социальной декларации. К области социального спорта могут быть отнесены любые проекты, цель которых — инициирование позитивных изменений в жизни общества с помощью спорта.

В 2020 году Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с центром социального проектирования «Платформа» провели первое в России масштабное исследование феномена социального спорта. Его результаты показывают, что для подавляющего большинства россиян спорт – это в первую очередь здоровье и хорошее настроение (так ответили 70% опрошенных), удовольствие (этот ответ выбрали 62% респондентов), радость от достижения цели (52%). В то же время с соревнованием, борьбой за победу спорт ассоциируют меньше трети опрошенных (28%). 

Схожие ценности провозглашают и лидеры социально-спортивных проектов. На первый план здесь выходят не состязание и воля к победе, а дружеское общение, взаимопомощь, преодоление самых разных форм социальной депривации. Социальный спорт «человечнее»: возможно, в этом его главный секрет.

Для социальных проектов в области спорта сами по себе спортивные достижения самоцелью не являются. Спорт используется в таких проектах как средство для решения тех или иных социальных задач. Миссия спортивных общественных инициатив порой может быть облечена основателями объединений в форму своего рода программного заявления, манифеста, в котором четко обозначается, ради чего и для кого был создан и работает проект. 

Наиболее часто целевой аудиторией социально-спортивных проектов становятся либо люди с особенностями физического или ментального развития, либо люди, принадлежащие к социально незащищенным слоям общества. 

«Вирус» спорта

К первой категории относятся, например, «Лига мечты» Сергея и Натальи Белоголовцевых. Проект специализируется на реабилитации и социализации детей и подростков с инвалидностью. Или «Марафон в темноте» Юлии Толкачевой и Анастасии Плетминцевой, в рамках которого незрячие и слабовидящие спортсмены открывают для себя бег с помощью зрячих бегунов-партнеров. 

Подобные инициативы существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах – например, проект «Нет недосягаемых высот» по социальной адаптации людей с инвалидностью был разработан под эгидой Федерации скалолазания Нижегородской области. 

Зачастую инклюзивная составляющая дополняет какие-либо иные социальные мотивации основателей проектов. В частности, Игорь Колесов из фонда «Лидер», который развивает дворовые виды спорта, рассказывает: «Мы хотим привнести в дворовый спорт лучшие практики, в том числе возможности для инклюзии. Цель не в том, чтобы просто играть, а в том, чтобы через спорт запустить цепочку позитивных социальных эффектов»

Спорт способен сближать и объединять людей, несмотря на их различия. Именно поэтому спорт прекрасно работает в целях укрепления толерантности и добрососедских отношений. 

Возможности спорта для адаптации мигрантов и снижения ксенофобии используют активисты Центра развития межнационального сотрудничества. 20 лет назад Ашот Айрапетян и его коллеги решил организовать футбольный турнир для представителей разных национальных групп. Выяснилось, что такие соревнования не только не провоцируют разногласия, но, напротив, дают возможность людям, принадлежащим к разным этносам и разным культурам, подружиться. Сегодня центр проводит и соревнования для взрослых, и детские турниры. Кроме того, в Екатеринбурге прошел матч «Национальные лидеры и местная полиция». «Я лично играл за национальных лидеров, – вспоминает Айрапетян. – Мы позорно проиграли, но важен был сам процесс».

Спорт позволяет формировать так называемые «позитивные комьюнити» —то есть сообщества людей, объединенных некой общей страстью, увлеченных, «горящих» — в противовес «деструктивным», объединенным вокруг негативных социальных практик употребления алкоголя или наркотиков.

Пример такого проекта – общественное движение Offbeats, занятое преображением неблагополучных городских районов через уличный спорт. По словам лидера движения Валентина Работенко, нередко самые опасные районы города в итоге превращались в площадки проведения спортивных фестивалей «Очень часто в тусовке “под мостом” находились отдельные люди, уже занимающиеся паркуром, брейкдансом, – рассказывает Работенко. – Они и заносили “вирус” спорта на неблагополучные территории, и изменения становились необратимыми».

Слов нет, а миссия есть 

Говоря о том, каким бывает социальный спорт, необходимо иметь в виду, что социальная составляющая спортивного проекта может оставаться недосказанной или не высказанной вовсе. Однако тот факт, что основатели проекта не сформулировали социальную декларацию, вовсе не означает, что общественно значимой составляющей у проекта нет. 

К примеру, Юлия Енькова, представляющая платформу коммуникации для девушек, занимающихся единоборствами Fight and Roll Girls, так объясняет причину появления объединения: «У нас, в бразильском джиу-джитсу, очень мало девочек. И, допустим, я приезжаю на соревнования, и у меня может не оказаться категории: то есть я хочу побороться за медали, за призы, а соревноваться мне не с кем. Поэтому мы с девчонками из других команд создали женское объединение любительниц джиу-джитсу. Уже потом мы начали рассказывать о наших девочках, агитировать идти на соревнования» 

Так вполне понятное желание найти себе партнера на турнире привело к появлению одного из крупнейших в России сообществ девушек, занимающихся единоборствами, которое одним только фактом своего существования в публичном пространстве создает прецедент противостояния стереотипному разделению видов спорта на сугубо мужские или женские.

Человечный бизнес

Социальная миссия может реализовываться не только в некоммерческих или государственных объединениях, но и в рамках бизнес-проектов. Таков, например, кейс создания школы футбола для девочек и женщин GirlPower.

Проект начался более восьми лет назад с открытия небольшой футбольной секции для мальчиков #tagsport. Еще через два года по просьбам мам в #tagsport появилась женская футбольная школа. 

«Я понял, что в России нет места, куда бы девочка восьми лет и старше могла прийти и научиться играть в футбол, – объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, основатель #tagsport. – И пять лет назад мы сделали такое место – GirlPower. И сейчас это крупнейшая в России женская школа футбола» 

Спорт и общество. Открытый разговор

Социальные спортивные проекты, существующие сегодня в России, очень разные – с точки зрения целей, истории, формы собственности, размеров организации и т.д. Возможно, проэкты эти даже настолько разные, что записывать их в одну и ту же категорию чересчур безосновательно и смело. Исследование Фонда Потанина и «Платформы» среди главных проблем общественных инициатив в сфере спорта называет разрозненность социально-спортивных проектов в целом: основатели редко общаются между собой, и часто не слишком стремятся объединяться, видя друг в друге конкурентов. 

Кроме того, ни самим лидерам, ни бизнесу, ни государству, ни СМИ, кажется, пока не удалось найти единого языка, на котором мы смогли бы говорить о социальном спорте. Такого языка, который был бы понятен не только основателям проектов, чиновникам, НКО и журналистам, но и людям, для которых социальный спорт, собственно, и существует.

Поиску этого языка, а также другим актуальным проблемам сферы социального спорта, будет посвящена онлайн-конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которую проведет Фонд Потанина при поддержке Министерства спорта РФ 6-7 апреля. Зарегистрироваться на мероприятие можно здесь (участие в конференции бесплатное). 

 Социальные спортивные проекты, существующие сегодня в России, очень разные – с точки зрения целей, истории, формы собственности, размеров организации и т.д. Возможно, проэкты эти даже настолько разные, что записывать их в одну и ту же категорию чересчур безосновательно и смело. Исследование Фонда Потанина и «Платформы» среди главных проблем общественных инициатив в сфере спорта называет разрозненность социально-спортивных проектов в целом: основатели редко общаются между собой, и часто не слишком стремятся объединяться, видя друг в друге конкурентов. 

Кроме того, ни самим лидерам, ни бизнесу, ни государству, ни СМИ, кажется, пока не удалось найти единого языка, на котором мы смогли бы говорить о социальном спорте. Такого языка, который был бы понятен не только основателям проектов, чиновникам, НКО и журналистам, но и людям, для которых социальный спорт, собственно, и существует.

Поиску этого языка, а также другим актуальным проблемам сферы социального спорта, будет посвящена онлайн-конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которую проведет Фонд Потанина при поддержке Министерства спорта РФ 6-7 апреля. Зарегистрироваться на мероприятие можно здесь (участие в конференции бесплатное). 

 



Источник: Филантроп

Другие статьи

1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
16 апреля 2024
Журнал о благотворительности
1,7 млрд рублей: Фонд Потанина сдал отчет о расходах за 2023 год
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
09 апреля 2024
Федеральный портал «‎Российское образование»‎
В Томске обсудили просветительскую миссию университетских музеев
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
16 февраля 2024
Журнал о благотворительности
Фонд Потанина подвел итоги конкурса «Спорт для всех» 2023/2024
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
15 февраля 2024
Агентство социальной информации
Фонд Потанина объявил итоги конкурса «Спорт для всех»
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
10 января 2024
Агентство социальной информации
Фонду Потанина исполнилось 25 лет
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
26 сентября 2023
Официальный сайт АНО дополнительного профессионального образования Эколого-просветительский центр «Заповедники»
Фонд Потанина и фонд «Заповедное посольство» охватили заповедные территории всей страны эковолонтерскими программами
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне
13 сентября 2023
Агентство социальной информации
Оксана Орачева – о юбилее Фонда Потанина и новом конкурсном сезоне