Назад

Спорт как инструмент для решения социальных задач

Текст материала

Спорт — основа устойчивого развития общества. По крайней мере, так говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Что такое социальный спорт, как он меняет жизнь в регионах, формирует «позитивные комьюнити» и обеспечивает инклюзию — в материале «Филантропа». 

Спортивный интерес

В конце прошлого года правительство утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. В ней ценность здорового образа жизни признается «основой устойчивого развития общества», от которой напрямую зависит качество жизни населения. 

К 2030 году, согласно Стратегии, спортом и физкультурой в России регулярно будут заниматься более 70% от общего числа населения, включая дошкольников, пожилых, людей с особенностями развития и т.д. Сегодня, по данным Росстата, процент людей, тренирующихся на систематической основе, уже составляет 43%. Повысить этот процент предполагается за счет вовлечения в спортивные инициативы людей старшего возраста, а также представителей социально незащищенных слоев общества. 

Иными словами, сейчас в России спортом уже занимаются все, кто действительно этого хочет. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2020 года: спорт оказался вторым по популярности увлечением россиян, после садоводства. Таким образом, задача, которую ставят перед собой спортивные чиновники, заключается в том, чтобы привлечь к занятиям спортом тех, кто вообще не увлечен физической культурой. И здесь им на помощь может прийти социальный спорт.

Любой спорт по определению имеет общественное измерение. Однако социальный спортивный проект отличается от исключительно спортивного наличием у проекта общественно значимой миссии, социальной декларации. К области социального спорта могут быть отнесены любые проекты, цель которых — инициирование позитивных изменений в жизни общества с помощью спорта.

В 2020 году Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с центром социального проектирования «Платформа» провели первое в России масштабное исследование феномена социального спорта. Его результаты показывают, что для подавляющего большинства россиян спорт – это в первую очередь здоровье и хорошее настроение (так ответили 70% опрошенных), удовольствие (этот ответ выбрали 62% респондентов), радость от достижения цели (52%). В то же время с соревнованием, борьбой за победу спорт ассоциируют меньше трети опрошенных (28%). 

Схожие ценности провозглашают и лидеры социально-спортивных проектов. На первый план здесь выходят не состязание и воля к победе, а дружеское общение, взаимопомощь, преодоление самых разных форм социальной депривации. Социальный спорт «человечнее»: возможно, в этом его главный секрет.

Для социальных проектов в области спорта сами по себе спортивные достижения самоцелью не являются. Спорт используется в таких проектах как средство для решения тех или иных социальных задач. Миссия спортивных общественных инициатив порой может быть облечена основателями объединений в форму своего рода программного заявления, манифеста, в котором четко обозначается, ради чего и для кого был создан и работает проект. 

Наиболее часто целевой аудиторией социально-спортивных проектов становятся либо люди с особенностями физического или ментального развития, либо люди, принадлежащие к социально незащищенным слоям общества. 

«Вирус» спорта

К первой категории относятся, например, «Лига мечты» Сергея и Натальи Белоголовцевых. Проект специализируется на реабилитации и социализации детей и подростков с инвалидностью. Или «Марафон в темноте» Юлии Толкачевой и Анастасии Плетминцевой, в рамках которого незрячие и слабовидящие спортсмены открывают для себя бег с помощью зрячих бегунов-партнеров. 

Подобные инициативы существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах – например, проект «Нет недосягаемых высот» по социальной адаптации людей с инвалидностью был разработан под эгидой Федерации скалолазания Нижегородской области. 

Зачастую инклюзивная составляющая дополняет какие-либо иные социальные мотивации основателей проектов. В частности, Игорь Колесов из фонда «Лидер», который развивает дворовые виды спорта, рассказывает: «Мы хотим привнести в дворовый спорт лучшие практики, в том числе возможности для инклюзии. Цель не в том, чтобы просто играть, а в том, чтобы через спорт запустить цепочку позитивных социальных эффектов»

Спорт способен сближать и объединять людей, несмотря на их различия. Именно поэтому спорт прекрасно работает в целях укрепления толерантности и добрососедских отношений. 

Возможности спорта для адаптации мигрантов и снижения ксенофобии используют активисты Центра развития межнационального сотрудничества. 20 лет назад Ашот Айрапетян и его коллеги решил организовать футбольный турнир для представителей разных национальных групп. Выяснилось, что такие соревнования не только не провоцируют разногласия, но, напротив, дают возможность людям, принадлежащим к разным этносам и разным культурам, подружиться. Сегодня центр проводит и соревнования для взрослых, и детские турниры. Кроме того, в Екатеринбурге прошел матч «Национальные лидеры и местная полиция». «Я лично играл за национальных лидеров, – вспоминает Айрапетян. – Мы позорно проиграли, но важен был сам процесс».

Спорт позволяет формировать так называемые «позитивные комьюнити» —то есть сообщества людей, объединенных некой общей страстью, увлеченных, «горящих» — в противовес «деструктивным», объединенным вокруг негативных социальных практик употребления алкоголя или наркотиков.

Пример такого проекта – общественное движение Offbeats, занятое преображением неблагополучных городских районов через уличный спорт. По словам лидера движения Валентина Работенко, нередко самые опасные районы города в итоге превращались в площадки проведения спортивных фестивалей «Очень часто в тусовке “под мостом” находились отдельные люди, уже занимающиеся паркуром, брейкдансом, – рассказывает Работенко. – Они и заносили “вирус” спорта на неблагополучные территории, и изменения становились необратимыми».

Слов нет, а миссия есть 

Говоря о том, каким бывает социальный спорт, необходимо иметь в виду, что социальная составляющая спортивного проекта может оставаться недосказанной или не высказанной вовсе. Однако тот факт, что основатели проекта не сформулировали социальную декларацию, вовсе не означает, что общественно значимой составляющей у проекта нет. 

К примеру, Юлия Енькова, представляющая платформу коммуникации для девушек, занимающихся единоборствами Fight and Roll Girls, так объясняет причину появления объединения: «У нас, в бразильском джиу-джитсу, очень мало девочек. И, допустим, я приезжаю на соревнования, и у меня может не оказаться категории: то есть я хочу побороться за медали, за призы, а соревноваться мне не с кем. Поэтому мы с девчонками из других команд создали женское объединение любительниц джиу-джитсу. Уже потом мы начали рассказывать о наших девочках, агитировать идти на соревнования» 

Так вполне понятное желание найти себе партнера на турнире привело к появлению одного из крупнейших в России сообществ девушек, занимающихся единоборствами, которое одним только фактом своего существования в публичном пространстве создает прецедент противостояния стереотипному разделению видов спорта на сугубо мужские или женские.

Человечный бизнес

Социальная миссия может реализовываться не только в некоммерческих или государственных объединениях, но и в рамках бизнес-проектов. Таков, например, кейс создания школы футбола для девочек и женщин GirlPower.

Проект начался более восьми лет назад с открытия небольшой футбольной секции для мальчиков #tagsport. Еще через два года по просьбам мам в #tagsport появилась женская футбольная школа. 

«Я понял, что в России нет места, куда бы девочка восьми лет и старше могла прийти и научиться играть в футбол, – объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, основатель #tagsport. – И пять лет назад мы сделали такое место – GirlPower. И сейчас это крупнейшая в России женская школа футбола» 

Спорт — основа устойчивого развития общества. По крайней мере, так говорится в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Что такое социальный спорт, как он меняет жизнь в регионах, формирует «позитивные комьюнити» и обеспечивает инклюзию — в материале «Филантропа». 

Спортивный интерес

В конце прошлого года правительство утвердило Стратегию развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. В ней ценность здорового образа жизни признается «основой устойчивого развития общества», от которой напрямую зависит качество жизни населения. 

К 2030 году, согласно Стратегии, спортом и физкультурой в России регулярно будут заниматься более 70% от общего числа населения, включая дошкольников, пожилых, людей с особенностями развития и т.д. Сегодня, по данным Росстата, процент людей, тренирующихся на систематической основе, уже составляет 43%. Повысить этот процент предполагается за счет вовлечения в спортивные инициативы людей старшего возраста, а также представителей социально незащищенных слоев общества. 

Иными словами, сейчас в России спортом уже занимаются все, кто действительно этого хочет. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2020 года: спорт оказался вторым по популярности увлечением россиян, после садоводства. Таким образом, задача, которую ставят перед собой спортивные чиновники, заключается в том, чтобы привлечь к занятиям спортом тех, кто вообще не увлечен физической культурой. И здесь им на помощь может прийти социальный спорт.

Любой спорт по определению имеет общественное измерение. Однако социальный спортивный проект отличается от исключительно спортивного наличием у проекта общественно значимой миссии, социальной декларации. К области социального спорта могут быть отнесены любые проекты, цель которых — инициирование позитивных изменений в жизни общества с помощью спорта.

В 2020 году Благотворительный фонд Владимира Потанина совместно с центром социального проектирования «Платформа» провели первое в России масштабное исследование феномена социального спорта. Его результаты показывают, что для подавляющего большинства россиян спорт – это в первую очередь здоровье и хорошее настроение (так ответили 70% опрошенных), удовольствие (этот ответ выбрали 62% респондентов), радость от достижения цели (52%). В то же время с соревнованием, борьбой за победу спорт ассоциируют меньше трети опрошенных (28%). 

Схожие ценности провозглашают и лидеры социально-спортивных проектов. На первый план здесь выходят не состязание и воля к победе, а дружеское общение, взаимопомощь, преодоление самых разных форм социальной депривации. Социальный спорт «человечнее»: возможно, в этом его главный секрет.

Для социальных проектов в области спорта сами по себе спортивные достижения самоцелью не являются. Спорт используется в таких проектах как средство для решения тех или иных социальных задач. Миссия спортивных общественных инициатив порой может быть облечена основателями объединений в форму своего рода программного заявления, манифеста, в котором четко обозначается, ради чего и для кого был создан и работает проект. 

Наиболее часто целевой аудиторией социально-спортивных проектов становятся либо люди с особенностями физического или ментального развития, либо люди, принадлежащие к социально незащищенным слоям общества. 

«Вирус» спорта

К первой категории относятся, например, «Лига мечты» Сергея и Натальи Белоголовцевых. Проект специализируется на реабилитации и социализации детей и подростков с инвалидностью. Или «Марафон в темноте» Юлии Толкачевой и Анастасии Плетминцевой, в рамках которого незрячие и слабовидящие спортсмены открывают для себя бег с помощью зрячих бегунов-партнеров. 

Подобные инициативы существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах – например, проект «Нет недосягаемых высот» по социальной адаптации людей с инвалидностью был разработан под эгидой Федерации скалолазания Нижегородской области. 

Зачастую инклюзивная составляющая дополняет какие-либо иные социальные мотивации основателей проектов. В частности, Игорь Колесов из фонда «Лидер», который развивает дворовые виды спорта, рассказывает: «Мы хотим привнести в дворовый спорт лучшие практики, в том числе возможности для инклюзии. Цель не в том, чтобы просто играть, а в том, чтобы через спорт запустить цепочку позитивных социальных эффектов»

Спорт способен сближать и объединять людей, несмотря на их различия. Именно поэтому спорт прекрасно работает в целях укрепления толерантности и добрососедских отношений. 

Возможности спорта для адаптации мигрантов и снижения ксенофобии используют активисты Центра развития межнационального сотрудничества. 20 лет назад Ашот Айрапетян и его коллеги решил организовать футбольный турнир для представителей разных национальных групп. Выяснилось, что такие соревнования не только не провоцируют разногласия, но, напротив, дают возможность людям, принадлежащим к разным этносам и разным культурам, подружиться. Сегодня центр проводит и соревнования для взрослых, и детские турниры. Кроме того, в Екатеринбурге прошел матч «Национальные лидеры и местная полиция». «Я лично играл за национальных лидеров, – вспоминает Айрапетян. – Мы позорно проиграли, но важен был сам процесс».

Спорт позволяет формировать так называемые «позитивные комьюнити» —то есть сообщества людей, объединенных некой общей страстью, увлеченных, «горящих» — в противовес «деструктивным», объединенным вокруг негативных социальных практик употребления алкоголя или наркотиков.

Пример такого проекта – общественное движение Offbeats, занятое преображением неблагополучных городских районов через уличный спорт. По словам лидера движения Валентина Работенко, нередко самые опасные районы города в итоге превращались в площадки проведения спортивных фестивалей «Очень часто в тусовке “под мостом” находились отдельные люди, уже занимающиеся паркуром, брейкдансом, – рассказывает Работенко. – Они и заносили “вирус” спорта на неблагополучные территории, и изменения становились необратимыми».

Слов нет, а миссия есть 

Говоря о том, каким бывает социальный спорт, необходимо иметь в виду, что социальная составляющая спортивного проекта может оставаться недосказанной или не высказанной вовсе. Однако тот факт, что основатели проекта не сформулировали социальную декларацию, вовсе не означает, что общественно значимой составляющей у проекта нет. 

К примеру, Юлия Енькова, представляющая платформу коммуникации для девушек, занимающихся единоборствами Fight and Roll Girls, так объясняет причину появления объединения: «У нас, в бразильском джиу-джитсу, очень мало девочек. И, допустим, я приезжаю на соревнования, и у меня может не оказаться категории: то есть я хочу побороться за медали, за призы, а соревноваться мне не с кем. Поэтому мы с девчонками из других команд создали женское объединение любительниц джиу-джитсу. Уже потом мы начали рассказывать о наших девочках, агитировать идти на соревнования» 

Так вполне понятное желание найти себе партнера на турнире привело к появлению одного из крупнейших в России сообществ девушек, занимающихся единоборствами, которое одним только фактом своего существования в публичном пространстве создает прецедент противостояния стереотипному разделению видов спорта на сугубо мужские или женские.

Человечный бизнес

Социальная миссия может реализовываться не только в некоммерческих или государственных объединениях, но и в рамках бизнес-проектов. Таков, например, кейс создания школы футбола для девочек и женщин GirlPower.

Проект начался более восьми лет назад с открытия небольшой футбольной секции для мальчиков #tagsport. Еще через два года по просьбам мам в #tagsport появилась женская футбольная школа. 

«Я понял, что в России нет места, куда бы девочка восьми лет и старше могла прийти и научиться играть в футбол, – объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, основатель #tagsport. – И пять лет назад мы сделали такое место – GirlPower. И сейчас это крупнейшая в России женская школа футбола» 

Спорт и общество. Открытый разговор

Социальные спортивные проекты, существующие сегодня в России, очень разные – с точки зрения целей, истории, формы собственности, размеров организации и т.д. Возможно, проэкты эти даже настолько разные, что записывать их в одну и ту же категорию чересчур безосновательно и смело. Исследование Фонда Потанина и «Платформы» среди главных проблем общественных инициатив в сфере спорта называет разрозненность социально-спортивных проектов в целом: основатели редко общаются между собой, и часто не слишком стремятся объединяться, видя друг в друге конкурентов. 

Кроме того, ни самим лидерам, ни бизнесу, ни государству, ни СМИ, кажется, пока не удалось найти единого языка, на котором мы смогли бы говорить о социальном спорте. Такого языка, который был бы понятен не только основателям проектов, чиновникам, НКО и журналистам, но и людям, для которых социальный спорт, собственно, и существует.

Поиску этого языка, а также другим актуальным проблемам сферы социального спорта, будет посвящена онлайн-конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которую проведет Фонд Потанина при поддержке Министерства спорта РФ 6-7 апреля. Зарегистрироваться на мероприятие можно здесь (участие в конференции бесплатное). 

 Социальные спортивные проекты, существующие сегодня в России, очень разные – с точки зрения целей, истории, формы собственности, размеров организации и т.д. Возможно, проэкты эти даже настолько разные, что записывать их в одну и ту же категорию чересчур безосновательно и смело. Исследование Фонда Потанина и «Платформы» среди главных проблем общественных инициатив в сфере спорта называет разрозненность социально-спортивных проектов в целом: основатели редко общаются между собой, и часто не слишком стремятся объединяться, видя друг в друге конкурентов. 

Кроме того, ни самим лидерам, ни бизнесу, ни государству, ни СМИ, кажется, пока не удалось найти единого языка, на котором мы смогли бы говорить о социальном спорте. Такого языка, который был бы понятен не только основателям проектов, чиновникам, НКО и журналистам, но и людям, для которых социальный спорт, собственно, и существует.

Поиску этого языка, а также другим актуальным проблемам сферы социального спорта, будет посвящена онлайн-конференция «Спорт и общество. Открытый разговор», которую проведет Фонд Потанина при поддержке Министерства спорта РФ 6-7 апреля. Зарегистрироваться на мероприятие можно здесь (участие в конференции бесплатное). 

 



Источник: Филантроп

Другие статьи

По ту сторону инсталляции
23 декабря 2020
ИА Пресс-лайн
По ту сторону инсталляции
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
24 апреля 2020
Агентство социальной информации
Пандемия как вызов: выживут только профессионалы?
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
28 февраля 2020
Россия Культура
Известны лауреаты премии The Art Newspaper Russia
Люди добрые
10 февраля 2020
Новая Газета
Люди добрые
В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги