Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Поощрение музея

Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина: «Сегодняшний музей может совместить несовместимое. С одной стороны, у него много конкурентов – кино, телевизор. С другой – такого универсального института, особенно на региональном уровне, нет».

Текст материала

Благотворительные программы частных фондов, направленные на поддержку музеев, – актуальная тема для пермских музейщиков. Это подтвердил интерес, проявленный к мероприятиям на эту тему в рамках недавно завершившегося в Перми «Арт Форума». Есть ли перспективы у региональных музеев, как подготовить успешный проект и получить грант, насколько музейные начинания важны для местного сообщества – об этом газете Business Class рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

Насколько активно, по сравнению с другими регионами, Пермский край участвует в музейных программах Фонда?

Говоря об активности пермских музейщиков, хотела бы отметить их большой интерес к новым инициативам. Когда я проводила презентацию новых программ Фонда на «Арт Форуме» в Перми, в зале было очень много людей. Они задавали интересные вопросы, подходили с увлекательными проектами. Особенно радовало, что это были представители не только крупных, но и небольших музеев – ведомственных, школьных, заводских. Радует, что даже маленькие музеи в Перми (например, Дягилевский) имеют такой уровень, что могут конкурировать с ведущими специализированными музеями.

Какова конкуренция, и насколько сложно региональному музею выйти на конкурс и победить?

Программы Фонда по поддержке музеев традиционно вызывают большой интерес. Ежегодно мы получаем порядка 350-400 заявок на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Заявки приходят со всей страны, и количество проектов от региональных музеев, конечно же, составляет большинство по сравнению с заявками из Москвы и Санкт-Петербурга. Участие в конкурсе для региональных музеев вполне доступно, тем более что начиная с прошлого года заявки можно подавать онлайн на портале fondpotanin.ru. То есть принять участие в конкурсе легко. Легко ли победить? Это зависит не от географии, а от качества проекта. Побеждает сильнейший, и это может быть как федеральный, так и муниципальный или ведомственный музей. Наша задача – поддержать проекты, которые двигают музейную сферу вперед и могут в будущем стать модельными.

Насколько уникальными (или типичными) являются пермские проекты?

Традиционно Пермский край активно участвует во всех конкурсах Фонда – как в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», так и в тех, что мы объявили в 2014 году. Практически с момента появления конкурса пермские заявки стали регулярно побеждать. За десять лет среди победителей – семь проектов из Перми, причем пять из них – из Пермского краеведческого музея. Это достаточно уникальная ситуация. Радует, что краеведческий музей побеждает с очень разными проектами. Если проект «Отрой пермский период!» связан с геологией и географией, то «Дом Мешкова и его владелец» – совершенно другая история. Каждый раз музей ищет новые подходы, которые оставляют значительный след в истории музея. Например, один из первых пермских проектов-победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Дом Мешкова и его владелец», стал в какой-то мере переломным. Тогда музей переезжал в новое здание, и это был непростой период. Исследовательский проект, получивший поддержку Фонда, позволил консолидировать людей вокруг новой идеи и пережить трудное для музея время. Творческий процесс потом нашел воплощение уже в музее нового типа. Очень важно, что музей использовал сложную ситуацию для поиска новых возможностей.

Как можно оценить уровень пермских проектов? Как оцениваются результаты проектов прошлых лет, заметно ли их влияние теперь?

Большинство пермских проектов оказались модельными для других, способствовали объединению музейного сообщества, передаче технологий, находок, знаний – в том числе из поколения в поколение. Например, проект Пермской художественной галереи «Журавль в руке», предложивший новые способы работы с людьми старшего возраста. Как говорят сами пермские музейщики, сегодня эту технологию используют многие музеи, чтобы привлекать волонтеров. Среди победителей нашего конкурса – люди с разным опытом работы в музее. Есть совсем молодые, есть те, кто постарше. Вот хороший пример: побеждает тот, кто предлагает самый интересный продукт – и это не зависит ни от возраста, ни от опыта. Профессионализм проявляется в другом.

Как фонд отслеживает или контролирует проекты и результаты использования грантов?

Грант обычно реализуется в течение года. Есть несколько механизмов, которые используются для ведения мониторинга. В частности, руководители проекта должны вести дневник, рассказывая о том, как продвигаются работы, какие случаются в процессе сложности и находки. Таким образом, мы видим проект глазами его участников. Все время реализации фонд находится на связи с авторами, есть возможность задавать вопросы и получать ответы. Обязательный момент – это отчеты (как содержательный, так и финансовый), промежуточный и окончательный. Мы стараемся посещать музеи, где реализуются наши проекты. Также мы привлекаем экспертов для мониторинга, чтобы они могли помочь, подсказать и одновременно оценить результаты работы.

Есть ли какие-то критерии эффективности реализации проекта?

– Они зависят от заявленных задач. Удалось ли их выполнить, насколько эффективно были использованы предоставленные ресурсы. По истечении года Фонд определяет лучшие реализованные проекты. Наиболее интересные за последнее время – те, которые выходят из поля музея, связывают музей и местное сообщество. И эффект от них распространяется на территорию в целом – за счет создания новых рабочих мест, появления новых продуктов, возникновения новой площадки для диалога. Проекты такого рода наиболее выигрышные, потому что помимо узкопрофессиональных задач они выполняют широкую социальную функцию. Один из лучших реализованных проектов 2014 года – «Открой пермский период!». Он объединил в себе очень разных людей и направления музейной работы. Музей собрал вокруг себя ученых, школьников (они писали тексты для путеводителей), горожан, туристов. Проект был очень интересно выполнен визуально, что тоже позволяло привлечь аудиторию – по сути, появился бренд «пермский период». И он гораздо шире, чем историческое понятие – это то, что позволяет и территории, в том числе, заявлять о себе как о чем-то уникальном, наравне с другими вещами, которые ассоциируются с Пермью. Проект очень хорошо объединил в себе исследовательскую составляющую, дизайн, современные технологии в виде создания путеводителей цифрового формата и работу с разнообразными аудиториями. И очень сложную для музея вещь – создание брендового продукта.

Как программа будет развиваться в ближайшие годы?

В 2014 году Фонд предложил новую стратегию поддержки музеев. Она подразумевает четыре программы, которые расширили спектр возможностей для музейных профессионалов получить помощь для тех или иных инициатив. Мы сохранили как проектную поддержку (конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»), изменив номинации, так и предложили новые формы, связанные с музейной мобильностью, возможностью стажировок внутри страны и за рубежом. Таким образом, мы поощряем музеи все больше раскрывать себя окружающему миру.

Какое будущее у региональных музеев, в частности, в Перми? С чем связаны перспективы?

Региональные музеи – во многом тот институт, который может стать «цементирующей» площадкой для региона. Музей реально участвует в формировании региональной идентичности. Это то, что заставляет людей чувствовать принадлежность к малой родине. Здесь роль музея действительно высока. Чтобы музей мог ее полноценно выполнять, он должен быть в полном смысле слова современным, открытым для разных людей. И для тех, кто готов воспринимать музей в традиционном виде, и для тех, для кого цифровые технологии – единственный способ восприятия действительности. Для этого есть достаточно возможностей. Первая встреча с музеем, которая в нашей стране происходит обычно еще в детстве, должна не оттолкнуть, а наоборот – привлечь. Чтобы человеку все время хотелось вернуться. Здесь становится важной визуализация, современный дизайн, новые технологии. Сегодняшний музей может совместить несовместимое, притягивая к себе людей. С одной стороны, у него много конкурентов – кино, телевизор, книги, центры досуга, спорт. С другой – такого универсального института, где можно в одном месте получить такое многообразие, особенно на региональном уровне, нет. Если музей это осознает и пытается развиваться в этом направлении, то у него очень хорошие. 

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова