Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Партнерство в благотворительной среде: неравный брак или счастливый союз

На XI ежегодной Конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости», одна из самых интересных дискуссий была посвящена партнерству. Представители бизнеса и благотворительной сферы обсуждали опасности и преимущества деловых союзов. В числе участников дискуссии - генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева.

Текст материала

На XI ежегодной Конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости», одна из самых интересных дискуссий была посвящена партнерству. Представители бизнеса и благотворительной сферы обсуждали опасности и преимущества деловых союзов


На Конференции «Благотворительность в России», организованной газетой «Ведомости»

Опасности: неравенство, право сильного и прочие скелеты в шCAFу


Разговор о партнерстве в благотворительной сфере и сотрудничестве благотворительности и бизнеса на конференции почти сразу стал метафорическим.

Как и во взаимоотношениях мужчины и женщины, заметили участники конференции, тут важно соблюдать определенные законы. «Важно слышать друг друга, уметь взаимодействовать. Необязательно быть похожими, наоборот, можно дополнять друг друга. Главное – чтобы оба были нацелены на результат, и готовы идти до конца», - считает Вера Курочкина, член совета директоров и директор по связам с общественностью «Русала».

Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Владимира Потанина, отметила, что нужно уметь идти на компромиссы и нести ответственность, важна также открытость второй стороны – чтобы все знали, какие общие цели преследуются. «Людям должно быть круто вместе, и они должны испытывать счастье, если уж сравнивать с браком. Для долгого и успешного сотрудничества нужен драйв, иначе все будут уныло плестись и все закончится», - считает Алексей Миняйло, руководитель проекта адаптации воспитанников детских домов «Полдень». Елена Вишнякова, начальник департамента по связам с общественностью «Русгидро», с ним не согласилась: «Это не бег по лужайке, это тяжелый труд. После очарования бывают разочарования, мы видим недостатки, потом мы думаем, что это невыносимо, потом мы преодолеваем и это, и тогда, наконец, находим друг друга, притираемся и уже идем вместе дальше». Участники мероприятия также заметили, что для успешного партнерства – в любой сфере – нужно дать возможность развиваться обеим сторонам, уметь прощать просчеты, видеть главное.

«Эффективное партнерство должно длиться, это не должно быть одноразовое мероприятие», - заметила Александра Бабкина, руководитель проекта Добро.Мail.ru . Кроме того, считают благотворительные фонды, важен ликбез: ведь бизнес говорит на одном языке, а благотворительность на другом. Возможно, нужно проводить какие-то образовательные сессии для обеих сторон.

А еще, говорят представители благотворительной среды, партнерство НКО и бизнеса часто строится так, что первенство на стороне силы (в данном случае финансовой), а это неправильно. Крупные компании действительно навязывают себя, но важна возможность принимать позицию другого партнера, - признают и в компании «Русгидро». Нужно доверять ему часть компетенций. Пусть фонд – структура маленькая и не значимая по сравнению с бизнес-партнером, но в благотворительности-то он разбирается лучше, так что стоит прислушиваться к мнениям «маленьких».

Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии CAF, отметила, что, действительно, существует большой риск в неравенстве партнеров: «Отношения, которые связаны с силой - это большой скелет в шCAFу. Нужно говорить об отношениях между донорами и получателями. В западном благотворительном дискурсе это очень богатая тема. Нужно говорить, за счет каких технологий отношения власти и подчинения могут быть минимизированы и сбалансированы, чтобы дать проявиться сильным сторонам партнеров. Иначе на этом поле идут кровавейшие баталии, которые не становятся предметом анализа».

Оксана Орачева согласна с тем, что существует риск потери независимости со стороны более слабого партнера, и вообще риск превратить партнерство во властные отношения очень велик: «Важно вступать в отношения, понимая правила игры на входе, чтобы они уже не менялись уже в процессе игры. Чтобы люди понимали и свои возможности, и имели зону своей свободы и ответственности, и понимали, что они будут делать, и какой будет результат».

Знакомство


А вот в вопросе, кто чаще проявляет инициативу на этапе создания партнерских отношений, выступающие не сошлись во мнениях.

Скажем, Елена Вишнякова, начальник департамента по связам с общественностью Русгидро, заметила: «Мы существуем в парадигме любви, поэтому инициаторы объединения в нашем варианте - обе стороны». Член совета директоров и директор по связам с общественностью «Русала» Вера Курочкина призывает государство быть поактивнее: пока, по ее мнению, государственные структуры не столь инициативны в завязывании партнерских отношений. Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Владимира Потанина, и Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании «АстраЗенека Россия», отметили, что их компании чаще сами являются инициаторами партнерства.


В зале

Зато все сошлись в одном: НКО обгоняют и бизнес, и государство в понимании самой сути партнерства: «Некоммерческие организации делают в этом огромные шаги вперед. Они очень эффективны», – признали участники конференции.

«В браке»: как избежать семейных неудач


Не зря глава фонда «Линия жизни» Фаина Захарова предложила коллегам отмечать в деле создания партнерств «неудачи года»: «Это полезно, чтобы учиться на таком опыте. Мы будем делать это и предлагаем присоединиться».

«Действительно, провалы стоит анализировать, чтобы учиться на собственных ошибках. Это помогает выйти из тяжелой ситуации и преодолеть болезненные ситуации в игровой форме», – считает Фаина Захарова. Вот пример самого фонда «Линия жизни»: вместе с тремя фондами-партнерами (Фонд «Жизнь в движении», «Дети Бэла» и «Артист») было решено осуществить проект «Жизнь в движении. Килиманджаро 2014», который оказался «стрельбой из пушки по воробьям». Суть проекта состояла в том, что молодые ребята с ограниченными возможностями должны были совершить восхождение на Килиманджаро. «Это было символично и красиво. При этом каждый молодой человек представлял один из фондов. Мы хотели показать идею преодоления и привлечь внимание к тем проблемам, которыми занимаются фонды. Но за неделю до проекта выяснилось, что нет счета, куда надо переводить деньги, нет номера, куда надо посылать смс – хотя изначальная идея была в том, что будут включения, интернет-поддержка в соцсетях. Но продумано было все, кроме технической базы». В результате, отмечает Фаина Захарова, проект был подан как восхождение молодых людей с инвалидностью, а не как идея поддержки нескольких фондов, про фонды почти не говорили.

Другие фонды привели примеры положительных партнерств. «Мы собрались, чтобы быть «точкой входа» для людей, которые хотят получить помощь, поддерживать друг друга ресурсно. Сделать некий реестр, некую «белую книгу» – как знак качества, – так рассказывает Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца», о благотворительном собрании «Все Вместе». – Но это были амбиции: собрались мы, оказывается, не для этого. Теперь мы понимаем себя как некую профсоюзную организацию, созданную для удобства членов, поддержки друг друга, для повышения общего веса благотворительного слова в обществе».
Одна из гигантских побед, которую одержали благотворительные фонды при участии «Все Вместе» – это то, что Минтруда отказалось от идеи продлить сроки годности средствам реабилитации – памперсам, коляскам. Подписи за защиту прав людей с инвалидностью благотворительные фонды собирали по всему интернету – и влияние общественности победило.

А Екатерина Чистякова, лидер фонда «Подари жизнь», рассказала, насколько полезно сотрудничество с региональными структурами. «Рука Москвы» до периферии не дотянется – а помогать нужно сообща. Алгоритм у фонда был такой: сначала были мысли открывать филиалы фонда в регионах, но потом передумали. «В разных городах есть разные инициативные люди, у них есть мотивация, знания специфики региона. И мы решили поддержать тех, кто уже до нас приходит там в больницы и помогает детям», - говорит Екатерина Чистякова.

А вот пример такого сотрудничества. Фонд «Подари жизнь» отправил из Москвы во Владивосток ребенка после операции. Но в полете у маленького пациента несколько раз останавливалось дыхание. Экипаж самолета принял решение делать экстренную посадку в Братске. «Мама оказалась там одна с ребенком в реанимации. Мы не знали, как помочь, разница во времени, у них багаж улетел… но был в Братске фонд, который помог – устроил их, накормил, а иркутский фонд организовал билеты до Владивостока. Вот такие экстренные случаи – пример, когда можно что-то сделать только вместе. И региональные фонды знают тонкие настройки. И не надо думать, что это «какие-то фондики»», - говорит Екатерина Чистякова.

Вообще сотрудничество полезно в любом случае, и для партнера-донора, и для получателя, считают участники конференции. Но, кстати, есть предложение ввести в благотворительной среде этические стандарты. К примеру, Екатерина Чистякова заметила, что у ее фонда часто заимствуют фотографии. Заимствовать идеи можно, считает, в свою очередь, Катя Бермант, – но не воровать, конечно, не нарушать авторские права: «Мы первые сделали Фестиваль Шарлотки, а потом пошли «Плюшки-ватрушки», а на днях сделали День пельменя. Это здорово! Копирайта ставить ни на одном приеме нельзя и невозможно. А вот заимствование логотипов, слоганов и фотографий нельзя поощрять. Творчески переосмысливайте!»

Физики и лирики


Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант считает, что с бизнесом нужно находить «человеческие» точки соприкосновения. Она делит руководителей бизнес-структур по привычной схеме – на физиков и лириков. «Руководители хорошо считают – предложите им выгодную инвестицию. Руководители – люди, которые хотят решать глобальные проблемы, предложите им настоящее дело. И это чаще всего мужчины – дайте им возможность для самовыражения», - рекомендует Катя Бермант.

Бизнесменам – «физикам» нужно предлагать выгодное вложение средств. «Когда фонд «Детские сердца» только начинался, у нас был мальчик Вова – спортсмен, здоровяк, но он начал умирать, ему был нужен кардиостимулятор, дорогой, сложный, – привела пример такого «вложения» Бермант. – Одному крупному директору мы предложили оплатить операцию. Когда Вова после операции в больнице спросила нас, сколько же она стоила, то поразился: «На это же можно иномарку купить!». Да, мы сделали выгодную инвестицию. Вместо иномарки, которая бы превратилась в ржавое железо, выжил человек! Позже Вова прислал нам письмо с фотографиями со свадьбы. А потом – фото дочери. Так что тот бизнесмен спас не одну жизнь, а много – буквально продлил их род». А при подходе к «лирикам» нужно использовать увлечения людей, часто для них хобби – любовь всей жизни.

«Почаще используйте важные слова, задевающие за живое, – «мы с вами» и «всего лишь», это помогает», – рекомендует Катя Бермант. А еще один ее совет – всегда «гореть как факел»: «Только когда вы пылаете, вы можете зажечь кого-то». Третий секрет удачного завязывания партнерских отношений – знать проблему досконально.«Чтобы объяснить, если вас спросят, почему, например, нужно делать операцию именно в этой клинике, выучите историю. У вас должны быть две-три истории, которые вы знаете, как стихи, чтобы вы могли «включить» эту «запись» в любой момент и рассказать ее на автомате».


Дискуссия продолжается

Отдельный спор вызвал вопрос, как сотрудничать со средствами массовой информации. Это ведь тоже партнерство. Митя Алешковский, руководитель проекта Нужнапомощь.ру, заявил, что «системно попадать в СМИ у благотворительных фондов пока не получается», поэтому стоит закладывать бюджет на не бюджетные мероприятия – то есть обеспечивать платное размещение информации о себе.

«Тезис о том, что у нас нет благотворительных СМИ, или о том, что СМИ не интересна благотворительность, в принципе несправедлив», - парировала Александра Бабкина, руководитель проекта Добро. Mail.ru, приведя в пример издания «Милосердие.ру», «Правмир», Неинвалид.ру». – Все зависит от того, какую информацию мы предлагаем СМИ. Каждому изданию нужно предлагать ту информацию, которая интересна конкретно этому изданию».

Но всегда ли вообще нужно партнерство? Что если вы – удачливый одиночка, который вполне может справиться самостоятельно? «Партнерство – это не цель, это средство для достижения результата, – говорит Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии CAF. - Если есть необходимость, значит нужно «партнериться», договариваться, наступать иногда на горло своей песне. А если есть возможность обойтись своими силами, и без партнерства достичь цели, тогда просто продолжайте работать».
А Екатерина Чистякова предложила следовать совету святого Августина: «В главном – единство, в спорном – свобода, во всем любовь».

 

Марина ИГНАТЕНКО

Дата публикации: 02.03.2015

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище