Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Лариса Зелькова: «Музеи уже довольно крепко стоят на ногах — мы хотим помочь им сделать следующий шаг»

Интервью генерального директора Фонда журналу «Филантроп»

Текст материала

Благотворительный фонд Владимира Потанина начал приём заявок на конкурсы программы под названием «Музейный десант». Это одна из четырёх программ, составляющих обновлённую музейную стратегию фонда — её презентация состоялась в октябре. Почему после полутора десятилетий успешной работы в сфере поддержки музеев фонд поменял курс? Что нового ждёт музейное сообщество, кто может рассчитывать на гранты, почему бюджет этого направления увеличился втрое, куда пойдут этисредства? Об этом «Филантропу» рассказала генеральный директор фонда Лариса Зелькова.

Название Благотворительного фонда Владимира Потанина устойчиво ассоциируется с поддержкой музеев – из конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» выросли все сколько-нибудь заметные фигуры, проекты, начинания последних лет. Зачем понадобилось менять хорошо зарекомендовавший себя формат?

За 15 лет мы поддержали 206 проектов самых разных музеев в 49 регионах России. Фактически сформировали сообщество музейных проектировщиков — людей, которые умеют из имеющихся у них ресурсов создавать нечто новое: выставки, образовательные программы, интерактивные и реставрационные проекты. Более 500 профессионалов прошли обучение на специализированных семинарах. 43 музейщика с помощью наших грантов прошли стажировку в Великобритании, что, по их собственным словам, стало для многих поворотным моментом в карьере. Сложилосьэкспертное сообщество – более 250 экспертов принимали участие в работе фонда. Я уже не говорю о том, что случилось несколько удивительных историй, выходящих за рамки просто успешной выставки или стартапа в этой области. Например, музей «Коломенская пастила» получил специальный приз «Европейский музей года»–2012, а музей-заповедник «Мелихово» и Егорьевский историко-художественный музей (также наши грантополучатели) стали его номинантами. Некоторые музеи благодаря грантам фонда возникли с нуля – как музей народной монументальной живописи «Дом со львом». Мы очень рады, что наше воздействие на эту среду было таким эффективным. Но мы все развиваемся, и музейщики, в том числе. Как невозможно в одном пальто ходить бесконечно, так и любые форматы изнашиваются, вырабатываются, люди к ним привыкают.

Как вы определяете для себя самое важное, ради чего работаете?

Мы выбрали для себя три приоритета. Первый, безусловно, открытость музея обществу — тем людям, которые живут и работают рядом. Готовность к партнёрству, новые интересные решения, связанные с предъявлением коллекций, поиск новых тем, сюжетов и предметов для музеефикации. Два других приоритета – образование и поддержка профессионалов — логически связаны с первым. Человеческий ресурс – самый ценный ресурс музея, поэтому мы планируем инвестировать в просвещение и подготовку музейных профессионалов. Нам кажется, что музеи уже довольно крепко стоят на ногах – мы бы хотели помочь им сделать следующий шаг. Кстати, общий бюджет музейных программ у нас увеличился до 75 млн рублей. И это важный показатель.

Вы начали с образования — в Высшей школе экономики в этом учебном году появились сразу три новых курса по музейному делу.

Да, это наш совместный проект с Политехническим музеем. Этот проект стал частью нового направления — Партнёрской программы. Вместе мы запустили образовательную программу в магистратуре ВШЭ «Прикладная культурология». Это три курса: «Музейное дело», «Кураторство в современном музее» и «Музей в цифровую эру». Нам очень нравится, что партнерство сложилось: накопилось так много интересного опыта, и международного, и российского, что музейщикам есть чему поучиться. А главное, выросло новое поколение университетов, которые могут этому научить. Мы уверены в том, что это будет успешная история.

Помимо Политеха, в вашей партнерской программе участвуют Кунсткамера и Эрмитаж. Это специальное направление поддержки для крупны�, именитых музеев? Или музеи калибром поменьше тоже смогут претендовать на партнерство?

Нам кажется, есть такая категория музеев, которые так качественно управляются, так много сделали разных проектов и программ, что участвовать в нашем обычном конкурсе им не всегда целесообразно. А главное, у них уже есть осознание того, что они могут делать что-то не только для себя, но и для отрасли в целом. Такие партнерские проекты нам интересны.

Речь идёт исключительно об образовательных проектах?

Нет, они все разные – проект с Кунсткамерой, например, направлен на создание виртуального представительства музея. Эта область очень экспериментальная, и нам хотелось бы сохранить за собой право на творческий подход к программам. Поэтому мы отделили эту часть, где такое творчество возможно, где оно никому не мешает, не создаёт непрозрачных условий. А конкурсы будут существовать отдельно.

У конкурса «Меняющий музей в меняющемся мире» долгая история. Он имеет авторитет, имя, публику, вполне самодостаточен. Зачем вы взялись его модифицировать?

Именно поэтому. Когда привыкаешь, любишь и с энтузиазмом делаешь какое-то дело, начинает казаться, что оно идеально устроено, гармонично, и ничего менять не нужно. Но появляются новые идеи, люди, проекты, и делать одно и то же несмотря ни на что — неэффективно. Мы хотели немного изменить акценты. Раньше значительное место в конкурсе занимала образовательная часть — мы предлагали нашим проектировщикам приехать на специальный семинар. Теперь мы его убрали. Нам кажется, что это перестало быть таким важным и востребованным. Наши коллеги профессионально выросли, появилось много разных способов коммуникации с экспертами. Нам кажется, что настаивать на этом семинаре не нужно. Нужно начатьболее профессиональный, конкурентный диалог с теми, кто подаёт свои проекты на конкурс. Мы будем предлагать больше ресурсов музеям в виде грантов и перестанем их в некотором смысле насильно образовывать.

Для участников конкурса это было полезно.

Это и сейчас полезно. Но эта часть программы перестала быть уникальной. Появилось очень много площадок и возможностей, где люди, которые хотят, могут повысить свой профессиональный уровень.

В музейных программах будут квоты для регионов, как это уже было однажды в истории конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»?

Пока исходим из того, что квотирование на первом году вводить не нужно. Надо оставить достаточно свободную ситуацию и посмотреть, что получится. Квоты были призваны дать шанс участвовать и побеждать в конкурсе разным музеям. Не существует равных возможностей — есть большие города, есть маленькие, у одних музеев большие коллекции, у других — скромные. Если не сделать поправочные процедуры, может создаться ситуация, когда побеждать будут одни и те же успешные проектировщики. А нам хотелось бы дать возможность реализовать проект не только тем, кто уже знает как, но и тем, кто пока только нащупывает свой путь.

Ведомственные музеи по-прежнему смогут участвовать в конкурсе?

Да. Ведомственных музеев в стране около тысячи, и многие в плачевном состоянии. У нас есть уникальный шанс вынуть их из ведомственной парадигмы, переориентировать и сделать доступными для широкой аудитории.

Музейщики теперь смогут ездить больше, так как появилась программа «Музейный десант» — причём как за рубеж, так и по России. Почему вы решили расширить географию культурных обменов?

Мы надеемся продолжить работать в партнерстве с Британским советом: Великобритания — страна с уникальным музейным опытом. Но очевидно, что есть и другие интересные практики, нам бы хотелось включать и их в нашу орбиту. Мы хотели бы создать более широкую возможность для культурных обменов с Великобританией, США и странами Европы.

Во время этой программы у музейных проектировщиков будет возможность вызвать к себе команду профессионалов — что-то вроде «музейного МЧС».

Мы предположили, что можно группу экспертов «десантировать» в музей, который желает делать большой проект. И таким образом помогать авторам будущего проекта в поиске качественных визави по обсуждению, доработке, модификации, развитию своих идей. Это может создать уникальную новую технологию. Кстати, в качестве участников десанта могут выступать и победители наших конкурсов, которым есть чему научить коллег.

Материальная поддержка проектов, которые родятся во время высадки десанта, предусмотрена? Надо же на что-то воплощать эти блестящие идеи.

Мы считаем, что создание правильного проекта – 90% успеха. Напрямую в этом конкурсе грантовой поддержки не предусмотрено. Можно участвовать в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», можно получать деньги от других фондов, государства, местного бизнеса. Есть много разных возможностей. Когда проект хорош, на него вполне реально найти финансирование.

Из серии путеводителей «Музейный гид» выросла новая программа. В чём её суть?

Путеводители переформатируются в целый набор способов донесения до аудитории интересных, важных, увлекательных историй про музейные экспозиции. Мы считаем, музеи так сильно продвинулись в своей готовности и умении работать с аудиториями, что нужно дать им большую свободу. Мы хотим, чтобы они сами могли принимать решения, как сделать ближе к зрителю свои постоянные и временные экспозиции (посредством интернета, работы в социальных сетях, музеефикации ландшафта и других методов).

Что будет с одноимённым фестивалем?

Мы думаем над тем, как можно было бы объединить все музейные программы фонда и уйти при этом подальше от формата «выставки достижений народного хозяйства». Не то чтобы он плох, просто таких выставок много. А мы стремимся сохранить уникальность, создавая новые площадки и подходы. Хотелось бы, чтобы фонд Потанина в своих музейных программах делал то, что не делает больше никто.

Другие статьи

В районах Москвы открываются центры культуры
12 ноября 2019
Комсомольская правда
В районах Москвы открываются центры культуры
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
1 октября 2019
Агентство социальной информации
«В регионах должны появляться свои благотворительные бренды»
Жизнь для «Живого»
23 сентября 2019
Эксперт
Жизнь для «Живого»
Битва за подростка?
31 августа 2019
Мир музея
Битва за подростка?
Зачем Европе «Немосква»
14 июля 2019
Ведомости
Зачем Европе «Немосква»
Как вручали «Инновацию»
2 июля 2019
Ведомости
Как вручали «Инновацию»
Белые ночи фандрайзинга
20 июня 2019
Интернет-журнал «Лицей»
Белые ночи фандрайзинга
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
12 июня 2019
The Art Newspaper Russia
«Париж — Москва»: 40 лет спустя
Проект «Вместе»
25 января 2019
Такие дела
Проект «Вместе»
Искусство идет впереди паровоза
22 августа 2018
Коммерсант
Искусство идет впереди паровоза
Как помочь лидерам
12 июля 2018
Благотворительность в России
Как помочь лидерам
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
4 июля 2018
Агентство социальной информации
В Москве состоялась открытая дискуссия «Сила спорта»
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
1 июня 2018
Московский комсомолец
«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Образование и культура формируют будущее
25 апреля 2018
Российское образование
Образование и культура формируют будущее
...В меняющемся мире
28 марта 2018
Электронно периодическое издание "Новый компаньон"
...В меняющемся мире
Умная благотворительность
26 марта 2018
Газета «Наша версия»
Умная благотворительность
Мы не стали богаче, но стали добрее
6 марта 2018
Журнал "Профиль"
Мы не стали богаче, но стали добрее
Некоммерческие амбиции:  как НКО и бизнесу найти общий язык
7 декабря 2017
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык
Искусство для бизнеса
4 декабря 2017
Журнал Артгид
Искусство для бизнеса
Генотип спасения
17 ноября 2017
sib.fm
Генотип спасения
Всегда в движении
1 октября 2017
7x7
Всегда в движении
Что нас объединяет
17 июля 2017
Эксперт
Что нас объединяет
Иду – вижу: Булатов – Иванов
13 июня 2017
Российская газета
Иду – вижу: Булатов – Иванов
«Место силы» в Приморском музее
18 мая 2017
Комсомольская правда - Владивосток
«Место силы» в Приморском музее
Пермские боги посетили Владивосток
18 мая 2017
8 КАНАЛ. Владивосток
Пермские боги посетили Владивосток
Легко ли «творить благо»?
19 апреля 2017
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"
Легко ли «творить благо»?
20 марта 2017
Портал Социальная Палата socpalata.org
Эндаументы в России: что это и как развивать?
Будущее уже близко
6 февраля 2017
Vladnews
Будущее уже близко
Не День сурка
6 февраля 2017
Коммерсант
Не День сурка
Когда финал становится началом
4 февраля 2017
Российская газета
Когда финал становится началом
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
31 января 2017
Портал Министерства по национальной политике Республики Дагестан
В Дербенте прошел двухдневный семинар «МУЗЕЙ И СООБЩЕСТВА»
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
30 января 2017
Теплица социальных технологий
Ведение социальных сетей: почему вас никто не читает
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
1 декабря 2016
журнал о благотворительности "Филантроп"
Гранит науки: креативные способы создать эндаумент в университете
Ярче альбома и глубже учебника
17 ноября 2016
The Art Newspaper Russia
Ярче альбома и глубже учебника
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
30 сентября 2016
Портал Томского государственного университета
Фонд Потанина: важны не только победы, но и участие
Люди-чуди: история одного музея
20 сентября 2016
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Люди-чуди: история одного музея
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
6 сентября 2016
Портал Уральского федерального университета urfu.ru
УрФУ уступил только московскому университету в нарастающем итоге рейтинга фонда Потанина
Дар Советов
29 августа 2016
Журнал Коммерсант-Власть
Дар Советов
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
22 июня 2016
Агентство социальной информации
«Медиалогия» подготовила исследование по теме КСО в СМИ
Дюжина лучших фондов
10 июня 2016
Журнал Forbes, приложение Forbes Woman (лето 2016)
Дюжина лучших фондов
Дивногорье. Доброе утро
9 июня 2016
Первый канал
Дивногорье. Доброе утро
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
8 июня 2016
Агентство социальной информации
В Архангельске обсудили принципы грантмейкинга
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
7 июня 2016
Информационное агентство Приморье24
Из Мурома во Владивосток приедет выставка древней одежды
Пешком в историю
28 мая 2016
Няръяна Вындер
Пешком в историю
Форум «Музейный гид»
22 мая 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Форум «Музейный гид»
Музей без музейной пыли
15 мая 2016
Газета "Труд"
Музей без музейной пыли
В Москве соберутся музейщики страны и мира
12 мая 2016
Парламентская газета
В Москве соберутся музейщики страны и мира
Меценаты 21-го века
9 апреля 2016
Радиостанция "Эхо Москвы"
Меценаты 21-го века
Музеи меняют мир
31 марта 2016
РИА Новости
Музеи меняют мир
Системный склероз
28 марта 2016
Эксперт-Урал
Системный склероз
Мир меняется. Меняются ли НКО?
16 февраля 2016
Милосердие.ru
Мир меняется. Меняются ли НКО?
Изобретая моду
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Изобретая моду
Водные ресурсы как музейный проект
5 февраля 2016
Журнал "Декоративное искусство"
Водные ресурсы как музейный проект
Гораздо больше, чем просто стипендия
29 января 2016
Газета Молот, Ростов-на-Дону
Гораздо больше, чем просто стипендия
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
26 января 2016
Телерадиокомпания ДОН-ТР
В ЮФУ выбирают потанинских стипендиатов
Cначала ценности, потом деньги
25 января 2016
Эксперт Online
Cначала ценности, потом деньги
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
9 декабря 2015
Агентство Экономика сегодня
Петр Великий был бы рад: Кунсткамера станет интерактивной
Русская гостиная
4 декабря 2015
snob.ru
Русская гостиная
Биеннале. Итоги
11 ноября 2015
Екатеринбургский портал о культуре «КультурМультур»
Биеннале. Итоги
Все на склад, где клад
6 ноября 2015
Санкт-Петербургские ведомости
Все на склад, где клад
«Я – футурист-песнебоец…»
2 ноября 2015
Агентство MonaVista
«Я – футурист-песнебоец…»
Честное биеннальное
30 октября 2015
Журнал Коммерсант Weekend
Честное биеннальное
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
19 октября 2015
Электронный журнал о благотворительности Филантроп
Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
18 сентября 2015
Агентство социальной информации
Оксана Орачева: «Музей должен жить в партнерстве с людьми»
Есть ли жизнь после гранта?
6 июля 2015
РИА Новости
Есть ли жизнь после гранта?
В Москве открылся фестиваль
11 июня 2015
ОТР - Общественное телевидение России
В Москве открылся фестиваль "Интермузей"
Искусство для любой поры
20 мая 2015
"Российская газета"
Искусство для любой поры
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
23 апреля 2015
Агентство социальной информации
Объявлены победители конкурса программы «Музейный гид»-2015
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
8 апреля 2015
Первый Ярославский телеканал
Предметный разговор. Вступайте в полемику с экспонатами
Первый музей России
31 марта 2015
Art1.Visual Daily
Первый музей России
Война, собранная по крупицам
6 марта 2015
Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»
Война, собранная по крупицам
Поощрение музея
9 февраля 2015
Business Class
Поощрение музея
«Потанинские» будни
28 января 2015
Томский государственный университет
«Потанинские» будни
Откуда взялись сибиряки
21 января 2015
Портал snob.ru
Откуда взялись сибиряки
Мерять Гарвардами
15 декабря 2014
Эксперт-Урал
Мерять Гарвардами
Новая музейная стратегия фонда Потанина
2 декабря 2014
Журнал «Музей», декабрь 2014
Новая музейная стратегия фонда Потанина
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
28 ноября 2014
Информационное агентство «Мангазея», 28 ноября 2014
Сотрудникам Эрмитажа вручат гранты фонда Потанина
«Музей вне себя»
6 октября 2014
Интернет-журнал «Звезда»
«Музей вне себя»
Увлекательное музейное путешествие
17 июня 2014
«Частный корреспондент», 17 июня 2014
Увлекательное музейное путешествие
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
15 апреля 2014
Alliance Magazine, апрель 2014
Exec Director of Vladimir Potanin Foundation on the rise of Russian philanthropy
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
6 сентября 2013
Независимая газета
Мороженое по рецепту Моне и поющая книга
Музей купеческой славы
31 августа 2013
РБК daily
Музей купеческой славы
В чем суть инноваций?
11 июля 2013
Журнал "Музей" №7
В чем суть инноваций?
В Петергофе открылся форум благотворителей
1 июля 2013
«Форум Доноров», 1 июля 2013
В Петергофе открылся форум благотворителей
Giving Pledge по–русски
13 марта 2013
Expert Online, 13 марта 2013
Giving Pledge по–русски
Город-кладбище
20 декабря 2012
"Русский Журнал"
Город-кладбище
В поисках божественного света
25 ноября 2012
Газета "Культура"
В поисках божественного света
Светоживопись Павла Голубятникова
9 ноября 2012
Журнал "Искусство"
Светоживопись Павла Голубятникова
Вологодский музей-заповедник выиграл гранты на три миллиона рублей
25 сентября 2012
Газета "Красный Север"