Назад

Университеты становятся драйверами развития гражданского общества

Медиация, инклюзия, медиакоммуникации – на конференции в Общественной палате РФ представили инновационные кейсы университетов по развитию гражданского общества, в том числе поддержанные Фондом

Текст новости

28 октября 2019 в Общественной палате Российской Федерации прошла всероссийская конференция «Университеты как центры развития гражданского общества». В ней приняли участие около 100 представителей вузов, органов власти, общественных организаций и объединений, эксперты из российских регионов. Они обсудили опыт и результаты деятельности университетов по развитию гражданского общества, социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческой сферы в целом.

Открывая пленарную дискуссию, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, ректор РГСУ Наталья Починок пояснила, что конференция является итогом большой работы, которую проводили в рамках форумов «Сообщество» Общественная палата РФ, представители общественных палат регионов и муниципальных образований. На площадках форумов, посвященных диалогу между обществом, бизнесом и властью, активно обсуждалась тема университетов как центров развития гражданского общества. 

«Тема взаимодействия некоммерческих организаций и вузов становится все более актуальной, – отметила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. – Некоммерческим организациям трудно совершенствоваться в профессиональном плане, привлекать волонтеров, вообще развиваться без взаимодействия с вузами. Кроме того, в постоянно меняющемся мире, где гражданское общество становится все сильнее, сложно представить, что вузы обходятся без НКО: это и площадки для прохождения практик и стажировок студентов, возможность познакомить студентов с тем, что такое гражданское общество в России, как работают его институты. Также НКО – это потенциал для дальнейшего трудоустройства и профессиональной реализации выпускников, совместные проекты, организации для повышения квалификации. Сфер для взаимного обогащения, партнерств много».

Член Общественного совета при Министерстве труда РФ, руководитель проекта «Университеты – гражданскому обществу» Оксана Коротеева представила данные мониторинга реализации мер государственной поддержки по доступу СО НКО на рынок социальных услуг. Одним из серьезных барьеров, по мнению авторов мониторинга, является недостаточная компетенция органов власти и НКО. Помочь в преодолении этого барьера могли бы специальные образовательные программы в университетах по социальной тематике. Эксперт привела данные: на начало 2019 года реализовывалось 43 образовательные программы по тематике НКО в 19 субъектах РФ (25 вузов), в настоящее время их количество увеличилось до 66. Кроме того, в 24 субъектах РФ (37 вузов) реализуется 69 программ дополнительного профессионального образования для представителей некоммерческого сектора.

Начальник управления по развитию информационных технологий Ассоциации волонтерских центров Матвей Масальцев рассказал, что 1 ноября 2019 года запускается онлайн-университет социальных наук (https://университет.добро.рф), который ставит целью создание крупнейшей базы знаний для поддержки социальных инициатив и волонтерства, причем не только в России. Обучение будет бесплатным с последующим тестированием и сертификацией. Вузы смогут добавлять на ресурс собственные онлайн-курсы, проводить вебинары и другие образовательные мероприятия. 

Примеры успешных практик российских университетов по реализации третьей миссии разбирались на коллоквиуме «Вуз как драйвер развития гражданского общества и СО НКО в регионе», модератором которого выступила директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Лапидус. «Тема участия университетов в развитии третьего сектора для Фонда очень важна. Мы рассматриваем ее в более широком фокусе, чем обозначенная тема сегодняшней конференции, – сказала ведущая. – Кейсы, которые Фонд подготовил для сборника Общественной палаты «Участие университетов в развитии СО НКО, гражданского общества и некоммерческого сектора», и кейсы, которые Фонд рекомендовал представить на коллоквиуме, – это примеры того, каким образом университет может участвовать не только в поддержке некоммерческого сектора, но и в развитии гражданского общества в целом, а также выступать как инициатор диалога и в итоге драйвер развития своего региона и различных профессиональных и социальных сред».

19
18
17
16
15
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
19
18
17
16
15
13
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1

На коллоквиуме опыт своих университетов по развитию регионального и межсекторного диалога представили:

Исаева Елена Александровна, доцент Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, «ЯрГУ им. П.Г. Демидова и некоммерческие организации: партнерство во имя развития региона»

Курносова Светлана Александровна, доцент Челябинского государственного университета, «Социальное проектирование как гринфилд ЧелГУ: спектр практик и возможностей»

Марголина Татьяна Ивановна, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, «Развитие новых гражданских институтов – миротворцев»

Качкаева Анна Григорьевна, профессор, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ «Высшая школа экономики», «Креативные студенческие будни: трансмедийные проекты и «цифровые расширения» для общественных, социальных и культурных институций»

Бурмыкина Ирина Викторовна, проректор по научной работе, профессор Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского

Опыт Ярославской области, где формирование ресурсного центра для развития и поддержки НКО началось на базе некоммерческой организации, а затем было продолжено на площадке регионального вуза, неоднократно приводился в пример участниками конференции. Доцент ЯрГУ Елена Исаева пояснила, что инициатива исходила от независимого ресурсного центра для НКО и нашла отклик в университете. Сегодня ресурсный центр в ЯрГУ – это информационная, имущественная, транспортная поддержка для некоммерческих организаций региона. «Мы открыли двери университета для НКО: они проводят у нас свои мероприятия, вуз поддерживает финансово и организационно события, которые проходят в городе и области. НКО приходят к нам со своими проектами, и мы смотрим, где университету интересно и стратегически важно участвовать. Это могут быть, например, научные исследования, конкурсы чтецов или совместные мероприятия с организацией инвалидов и т.д. Спектр очень широкий. Наша задача помочь этим проектам стать долгосрочными и устойчивыми. Со своей стороны мы привлекаем студентов на базу ресурсного центра, обучая их созданию и управлению НКО, то есть, формируем среду активистов. Одно из крупных наших мероприятий – Гражданский форум Ярославской области, в этом году он прошел в 17 раз. В 2019 году на форуме появилась площадка, посвященная третьей миссии университета.

В 2019 году мы также начинаем новые курсы дополнительного образования для сотрудников НКО. Я благодарна Фонду Потанина, который натолкнул меня на мысль о создании новых курсов и профориентации студентов, поддержав в рамках грантового конкурса для преподавателей магистратуры разработку курса «Институты гражданского общества в системе защиты прав граждан» для магистрантов юридического факультета ЯрГУ. В рамках проекта был создан и сайт Юридической клиники ЯрГУ: demid-jur-clinica.ru. Эту образовательную практику мы будем продолжать».

Доцент Челябинского государственного университета Светлана Курносова рассказала о том, каким образом социальное проектирование встроено в образовательный процесс вуза. Одной из основных тем для развития партнерства с некоммерческим сектором и сообществами является инклюзия. Инклюзивное волонтерство развивается как институт социальной и производственной практики студентов, как предмет научно-методического исследования и обобщения. Год от года растет число студентов, вовлеченных в инклюзивные волонтерские мероприятия. Успешно развивается экспертно-консультативное сотрудничество ЧелГУ с социально ориентированными НКО, увеличивается количество партнеров и успешных проектов, реализованных при поддержке и участии специалистов университета. «С определенного момента мы перешли на иной уровень «системы добрых дел», – поделилась Светлана Курносова. – Этот переход связан с реализацией проектов, получивших поддержку Благотворительного фонда Владимира Потанина, которые мы инициировали, рассматривая социальную роль университета как драйвера изменений в регионе. В 2015/2016 году при поддержке Фонда был разработан дистанционный курс «Проектирование инклюзивной информационно-образовательной среды вуза для студентов магистратуры», но он оказался востребованным и для представителей общеобразовательных организаций, и для организаций дополнительного образования, и для центров, работающих с детьми с особенностями развития. Также команда университета стала одним из победителей конкурса социально-значимых проектов на Школе фонда 2016 года с проектами «Инклюзивно-молодежный клуб #Навстречу» и Школа волонтеров «Со-Действие». В рамках этих проектов проводятся регулярные мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также международные инициативы по развитию инклюзии. Развитие инклюзии – социальная специфика нашего университета. У нас есть для этого и кадры, и возможности. За два года накоплен опыт создания волонтерских центров в образовательных организациях, проведения инклюзивных волонтерских мероприятий, который университет теперь может передавать некоммерческим организациям в нашем регионе и за его пределами».

Профессор кафедры социальной работы и конфликтологии ПГНИУ Татьяна Марголина представила результаты разработки новой магистерской программы «Медиация. Примирительные процедуры в социальной сфере», поддержанной Фондом. В 2018 году Татьяна Ивановна стала победителем Грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Владимира Потанина. Возможность снятия социальной напряженности примирительными процедурами востребована в регионе, особенно на местном уровне. «На мой взгляд, проект показал неожиданные результаты. Практики восстановительного правосудия и восстановительных процедур существовали в Пермском крае с 2002 года – и это реальная региональная модель. Нам было принципиально важно развить ту работу, которая есть», – отметила Татьяна Марголина. Новая магистерская программа ориентирована на получение выпускниками компетенций профессиональных переговорщиков, посредников, медиаторов. В ПГНИУ на юридическом факультете в бакалавриате есть направление «Конфликтология». Однако студенты, завершая обучение, стояли перед безальтернативным выбором, так как магистратуры по этому профилю не было. Наличие новой магистерской программы позволит обеспечить последовательный, системный подход в подготовке кадров –конфликтологов, компетентных в применении примирительных технологий в социальной сфере, а также расширит возможности продолжения образования для бакалавров направлений «Социальная работа», «Психология», «Международное право» и др. Магистры такого уровня и профиля востребованы в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, при разрешении семейных конфликтов, а также конфликтов на местном уровне – как между гражданами, так и между органами местного самоуправления и населением.

Профессор Высшей школы экономики Анна Качкаева представила на коллоквиуме «Пространство соучастия» – совместную программу Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда Владимира Потанина по развитию взаимодействия университета с культурными и социальными индустриями. В рамках «Пространства соучастия» студенты магистерских программ разных специальностей (историки, журналисты, медийщики) создают цифровые гуманитарные трансмедийные проекты для музеев, театров, библиотек, НКО и благотворительных организаций, локальных медиа. В 2019 году программа стартовала в Перми, Новосибирске и Нижнем Новгороде фактически в пространстве эксперимента, но ее результаты могут быть впоследствии интересны и важны для развития сферы образования в целом.

С сентября 2018 года при поддержке Фонда Потанина в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ запущена и программа по подготовке музейных специалистов «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела» – совместный проект Политехнического музея и Высшей школы экономики. «Наш проект тоже про новые профессии, новые стандарты, – пояснила Анна Качкаева. – Потому что сейчас как нет медиаторов, так нет и медиапедагогов, цифровых продюсеров… В сфере, связанной с медиа и журналистикой, происходят такие колоссальные изменения, что мы не успеваем не только их осмыслить, но и назвать. И трансмедийность, и цифровая грамотность естественно влияют на нашу среду, культуру. Она переупаковывается, создавая тем самым гибридные смыслы и новые культурные ценности. Цель новой программы – подготовить специалистов, которые будут помогать институциям обозначать себя в цифровой среде. Когда мы запускали факультет медиа и коммуникаций в Вышке, задача была вписать его в общий новый тренд, выйдя из чистой журналистики и филологии. Именно поэтому был сделан курс по медиакоммуникации, по которому сейчас работают более 10 вузов. Были запущены несколько магистерских программ, университеты лицензируются по этим направлениям магистратуры. В прошлом году мы открыли Центр цифровых культур и медиаграмотности – такие центры создаются во многих университетах мира, их задача – исследования, расширение цифровых гуманитарных практик, объединение проектных людей».

«Такая палитра практик показывает нам огромный потенциал, который есть в университетах», – отметила проректор Липецкого государственного педагогического университета Ирина Бурмыкина. Она рассказала о пути своего университете по реализации третьей миссии: 10 лет назад они начали работу с некоммерческим сектором, и стало понятно, что профессионализм НКО достаточно низок, а инструменты и методы оценки результативности социальных проектов отсутствуют. «Начинали мы с исследований состояния третьего сектора – и этим можно было ограничиться, – продолжила Ирина Викторовна. – Но удалось остаться заинтересованными, и элемент к элементу выстроить достаточно стройную систему по взаимодействию университета с НКО. Она связана с проведением исследований, оценочных процедур, совместных проектов. Мы начинали с того, что проводили семинары: что такое проект, что такое результат, что такое продукт, и чем они между собой отличаются. Сейчас в Липецкой области такие образовательные проекты активно поддерживает Фонд президентских грантов. За 10 лет мы явились свидетелями роста и профессионализации некоммерческого сектора, для нас этот процесс очень значимый».

На коллоквиуме в пространстве свободного микрофона представители вузов рассказали и о других формах сотрудничества НКО и вузов: о широкопрофильном волонтерском корпусе, прикладных исследованиях и других инициативах.

На конференции также был презентован сборник практик «Участие университетов в развитии СО НКО, гражданского общества и некоммерческого сектора». Десять из тридцати кейсов в сборнике представлены грантополучателями Фонда Потанина.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Дискуссия «Управление изменениями в благотворительных организациях» на конференции Форума Доноров
01 октября 2021

В дискуссии приняла участие директор программ Фонда Потанина Ирина Лапидус

#Инновации и развитие