Назад

Светлана Маковецкая о том, как провести семинар-вызов

Светлана Маковецкая, руководитель Центра ГРАНИ рассказывает, как прошел семинар для представителей Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в сфере культуры

Текст новости

В ноябре в Москве прошел семинар для представителей Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в сфере культуры. По приглашению Фонда Потанина семинар организовывал и вел наш Центр ГРАНИ (фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований»). Это ежегодная и претендующая стать традиционной встреча-семинар, собирающая участников двух направлений, которым Фонд Потанина оказывает поддержку.

Рисунок1.jpgДля команды Центра ГРАНИ, это оказалось интересной задачей. Собирается 45 человек, представляющих 15 организаций двух разных профилей. Каждая из этих организаций – от музеев и университетов до НКО – выходит из «зоны комфорта» и работает с новыми для себя аудиториями или непривычными для подавляющего большинства окружающих темами.

И это все в особых условиях. Идеологическая разгерметизация и институциональная эрозия «привычной общественности», появление рынка, дыхание глобальной поп-культуры ослабили дидактическое давление «взрослого» (читай – профессионально отраслевого) мира и пустили «на самотек» процессы становления организации в качестве центра социально-культурного развития или инфраструктуры развития для сообществ. В этой ситуации участники встречи стали формирующимися заново организациями и «ракетоносителями» новой социально-культурной деятельности, преодолевающим тяготение профессиональных страт, в которые были вписаны сами базовые организации, и те, кого они считают коллегами. И это сложилось как отчасти добровольная, отчасти вынужденная стратегия успеха. От всех этих организаций мы не требовали унифицированной или хотя бы четко сформулированной организационной структуры. Их информационные, коммуникативные, акционистские поля пересекаются, но не совпадают. А еще, как мы поняли, есть принципиально разные и не только тематически игроки, их жесткие идентичности, есть тайная и явная конкуренция и сотрудничество, есть не конфликтующее понимание того, что такое центр развития. 

Потому простой тренинг товарных «производственных добродетелей» (проектное управление, самодисциплина, культ новизны, спортивный культ конкуренции) также не мог сработать на эту группу представителей культурных миссий.

Был сконструирован и проведен семинар-вызов. Где каждый модуль – раздражающий повод подумать или попрактиковаться в разных аспектах роли инфраструктурной организации и ресурсной деятельности в социально-культурных инновациях, включая в эти инновации небывалые форматы долгосрочного финансирования.

6
5
4
3
2
1
6
5
4
3
2
1

Два дня, требующие от участников концентрации, гражданского темперамента и тематической толерантности, которую мы получили. И за которую чрезвычайно благодарны всем нашим коллегам. 

Поскольку участники только начали осваивать развитие ресурсности собственных организаций в выходе за традиционную профессиональную зону, ключевой сквозной темой этой встречи стало увеличение потенциала и компетенции участников, представителей центров, в формировании партнерства (в том числе с неотраслевыми организациями, сообществами и группами), саморазвивающихся сетей и использование этой компетенции для создания благоприятной среды и ресурсных точек развития социально-культурной сферы и современных стратегий некоммерческого фандрайзинга. Наиболее интересными аспектами в данном фокусе для участников стали преодоление управленческих ошибок в совмещении проектной и регулярной деятельности, настройка ресурсных функций в опоре на опыт деятельности и использования потенциала взаимодействия в расширении воздействия своих организаций на решение значимых социо-культурных проблем и развитие некоммерческих организаций и инициатив.

Организационная упаковка любого модуля в течение двух дней предполагала, что каждое мероприятия будет иметь такой формат, чтобы служить возможной моделью при проведении организациями ресурсных мероприятий или собственной регулярной деятельности. Кейс-лаборатория, «мировое кафе», форсайт, шторм-сессия, публичные тосты на деловом ужине как вариант ценностных манифестов и так далее – за два дня целый калейдоскоп форматов. Похоже, большинству присутствующих это разнообразие пришлось по вкусу. Были конечно и издержки – высокая плотность сменяемой деятельности не давала возможности привычно поговорить, в том числе о возможно очень насущном. На это оставались вечера.

Одним из наиболее рисковых моментов встречи была необходимость проведения сессии обмена информацией о сделанном за год. Любой ведущий любой встречи знает этот опасный жанр. Очень много описаний стандартной деятельности, без особенностей – провели шесть обучений, семь мероприятий и т.п. А после пяти-шести выступлений некоторая часть присутствующих, особенно с несовпадающей деятельностью, начинает откровенно скучать. А тут 15 организаций в двух номинациях. Сильно рискуя, нами был предложен формат короткой «печа-кучи» – каждая организация говорила в течение трех минут, используя автоматически сменяемые слайды. Все, кто ее слушали, могли отреагировать, подняв специально приготовленные двухцветные флажки, где белый означал «Так и думали о вас, все хорошо», а красный – «Ну вы нас и удивили!». 

Мы все еще считаем, что поступили правильно, но вынуждены признать, что наши участники считают, что возможностей для понимания, кто чем занимается и обсуждения этого, должно быть больше. Возможно, имеет смысл вечер накануне семинара посвящать чему-то, похожему на выставки лучшего опыта со стендап-сессиями лидеров организаций.   Не можем не заметить, что помимо информирования о делах друг друга, что вообще-то можно делать и на расстоянии, подобный запрос – это очевидная потребность в признании лидерства вашего опыта, «сертифицировании» лучших практик лицом к лицу, а возможно и в проведении чего-то похожего на проблемные консилиумы равного – равному. И это наверно легко можно учесть в формировании программы следующей ежегодной встречи. 

Участники семинара сочли особенно продуктивным то, что нами была организована специальная информационная среда (телеграмм-чат и т.п.) и визуализация (карта кооперационных предложений, карта времени с размещением на ней участниками знаковых мероприятий и событий следующего года), а также скрайбинг – сопровождение семинара художественно-смысловыми конспектами.

03
02
01
03
02
01
При дизайне программы мы вместе с коллегами из Фонда сочли, что участникам необходим «выход из колеи» – в том числе дополнительные знания об актуальных трендах и современном контексте социально-культурной деятельности и жизни организации, сообществ и инциатив, делающие их особенно важным фактором в обновлении жизни российского общества и повышение качества жизни граждан. Форсайт-модуль и визионерские лекции Екатерины Шульман (о доверии и атомизации в обществе) и Алексея Сидоренко (об информационных технологиях в жизни общества) внесли вклад в это знание, и были оценены участниками встречи. В ходе форсайт-модуля присутствующие, объединенные в группы, смогли сами сформулировать те тренды, которые несут угрозы и вызовы жизни значимых для них целевых и референтных групп. Например, они обратили внимание на следующие тенденции (при известной спорности отдельных формулировок): 

а) рост проектной активности (в ряде случае конкурирующей друг с другом), появление большого количества проектных офисов, переход на проектное управление; 

б) запрос на идентичность, в том числе специальную возможность идентифицировать с себя с городом (местом), городской культурой и наследием; 

в) профанация профессионализации в сфере культуры, где каждый считает себя компетентным в области культуры; 

г) рост практик культуры участия, вовлеченность непрофессионалов в решение профессиональных задач, интерес к возможности самореализации.

Чрезвычайно интересно было увидеть, как к концу семинара в групповых обсуждениях участники работали над вопросом «Как с помощью кооперации можно преодолеть дефицит идей, финансов, кадров и влиятельности в отдельных организациях?». Были предложены, обсуждены и сформулированы списки предлагаемых решений. Несколько примеров: 

1) дефицит идеи может быть преодолен организациями стажировок друг у друга, проведением единой стратегической сессии и формированием общей библиотеки лучших практик; 

2) проблемы дефицита ресурсов решается краудфандингом сетевых проектов, кооперацией в использовании внешних профессиональных сообществ/ площадок, хозяйственной и проектной кооперацией с другими организациями внутри сети; 

3) для решения проблемы дефицита кадров предлагались единый реестр компетенций членов команд и кадрового резерва, использование в совместной деятельности «банка времени» специалистов, обсуждение и использование внутри сети подходов нематериальных стимулов и мотивации, включая горизонтальные карьеры, профессиональные резиденции и стажировки для членов команд; 

4) недостаток влиятельности отдельной организации могли бы компенсировать ресурсы партнерской сети: общие продвигающие мероприятия на конкретной территории, медиаканал ассоциации центров, общая лента новостей, использование внешней профессиональной экспертизы, создание уникальных продуктов, не имеющих аналогов и обладающих более высоко общественной полезностью, общие попечители и амбассадоры из числа известных лиц.

Многое было сказано, предложено, придумано и даже частично обсуждено. Вопрос теперь за практикой действий по развитию отдельных организаций и их партнерства. И в том, кто станет субъектом и организатором таких действий: сами организации или Фонд Потанина. И то, и другое возможно. В конечном итоге мы все хотим получить в результате такой деятельности и более экономически эффективные НКО, и более отчетливую социальную результативность такой активности, и более устойчивые организации и инициативы. 

А в целом, интересно!

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги конкурса «Точка опоры»
05 августа 2022

     Конкурс проводится в рамках благотворительной программы «Эффективная филантропия»

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявляется прием заявок на конкурс «Практики личной филантропии и альтруизма»
21 июля 2022

К участию приглашаются грантополучатели и стипендиаты Фонда всех лет

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина сделал пожертвование в эндаумент Петрозаводского государственного университета
11 июля 2022

Размер взноса составил 10 млн рублей

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина подвел итоги II цикла конкурса для победителей антикризисных инициатив
28 июня 2022

Поддержку получит 81 организация из 26 регионов России

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина сделал пожертвование в «Фонд целевого капитала Русской молинологической ассоциации»
12 июня 2022

Размер взноса составил 10 млн рублей

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина объявляет результаты IV цикла конкурса «Маршрут добра»
11 мая 2022

На конкурс поступило 52 заявки

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Командировка команды Фонда в Челябинскую область
07 февраля 2022

Программа поездки включала в себя посещение столицы региона и города Сатки

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Благотворительный фонд Владимира Потанина внес пожертвование в эндаумент фонда «Андрюша»
29 января 2022

Вручение сертификата состоялось в рамках открытия Первого областного форума педагогов дополнительного образования в сфере искусства

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина пополнил эндаумент Новосибирского государственного университета
21 января 2022

Размер взноса составил 2 млн рублей

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги третьего цикла конкурса профессиональной мобильности «Маршрут добра»
19 января 2022

Количество поданных заявок выросло на 80% относительно предыдущих циклов

#Эффективная филантропия