Текст новости
В первый день конференции состоялась пленарная сессия «Академическое лидерство и магистратура. Новые стратегии» при участии генерального директора Фонда Потанина Оксаны Орачевой , первого проректора ТГУ Виктора Дёмина , проректора по образованию НИТУ «МИСиС» Тимоти О`Коннора и проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина . Модератором сессии выступила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова .
Серию выступлений открыла генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева : «Прошлый год оказался непростым в том числе и для участников образовательного процесса. Быстрый переход в онлайн-режим показал, что у системы образования есть потенциал для инновационного развития и цифровизации. Мы увидели резкий скачок в области педагогического дизайна – начали появляться совершенно уникальные, новаторские курсы. Конечно, достичь этого было бы невозможно без консолидации образовательного сообщества, развития образовательной среды, гибкости в управлении как на уровне отдельных программ и курсов, так и на уровне университета в целом и, конечно же, без активной жизненной позиции преподавателей».
Первый проректор ТГУ Виктор Дёмин отметил, что основными элементами академического лидерства являются модель образования, ориентированная на человека, и открытость – в первую очередь, к новым знаниям.
Проректор по образованию НИТУ «МИСиС» Тимоти О`Коннор обратил внимание на важность эмоционального интеллекта в образовании: «Все мы часто сталкиваемся с конкурирующими ценностями, когда необходимо подключать именно эмоциональный интеллект. Если хочешь применить новую модель, нужно разобраться с прошлой. Сегодня перед нами встает вопрос: нужен ли вообще университет в современном мире? Разумеется, общество не может существовать без университетов, но в новом контексте я предлагаю рассмотреть концепцию либерального образования, ориентированную на свободу выбора».
Завершил серию выступлений в рамках пленарной сессии проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин : «Для нас лидерство – это ответ на те вызовы, которые формируются в обществе. Люди ожидают, что университеты будут предлагать новые и современные решения. Когда мы говорим про магистратуру, разнообразие заложено в ней изначально. На сегодняшний день ВШЭ представляет собой очень большой университет, и наша магистратура нацелена на новые образовательные стандарты. Цель, к которой мы стремимся сейчас – сочетание выбора студента с возможностями университета, а также внедрение различных моделей обучения в магистратуре».
Далее состоялась дискуссия «Формула академического лидерства для российского университета – инструменты развития магистратуры» , в которой приняли участие директор Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артем Шадрин , проректор Университета ИТМО Дарья Козлова , проректор УрФУ Даниил Сандлер , проректор ТюмГУ Таисья Погодаева и директор Центра университетского партнерства НИУ ВШЭ Анна Гарманова . Модерировал дискуссию проректор по дополнительному образованию НИТУ «МИСиС» Вадим Петров .
Дискуссию «Формула академического лидерства для российского университета – инструменты развития магистратуры» открыл директор Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артем Шадрин : «Образовательные задачи университета гораздо шире, чем просто подготовка кадров. Мы должны опираться на текущие потребности общества. Нам интересна совместная работа с внешними организациями, в том числе в социальной сфере. Один из наиболее перспективных форматов – создание совместных с НКО структур, когда организации более тесно внедряются в деятельность вуза. Это может быть как научно-исследовательская деятельность, так и любая другая».
О форматах обучения, востребованных современными студентами, рассказала проректор Университета ИТМО Дарья Козлова : «Магистратура – не продолжение бакалавриата, а совершенно новый уровень образования. Подкреплять нашу науку мы можем посредством сильной магистратуры, но в этом случае мы должны предлагать много разных типов и форматов обучения, доступных любому студенту. Есть много тезисов в пользу магистратуры, но главное, что она является осознанным уровнем образования. Здесь студенты с большей ответственностью относятся к своему выбору».
Важность сотрудничества на пути к экономическому лидерству отметил проректор УрФУ Даниил Сандлер : «Наш университет расположен в центре индустриального региона, и мы признаем, что увеличение и наращивание качества образования в значительной степени происходит за счет привлечения экспертизы сторонних организаций. Главным компонентом академического лидерства я считаю открытость сторонним компетенциям».
Проректор ТюмГУ Таисья Погодаева уделила внимание формату онлайн-магистратуры: «За последние годы у нас появилось несколько качественных образовательных продуктов – различных магистерских программ, которые мы предлагаем студентам по всей России. Образовательный опыт намного шире, чем учебный план. Мы открыты для трансформаций и стараемся постоянно актуализировать программы – например, внедрили выездной модуль для студентов».
Завершением первого дня конференции стало выступление директора Центра университетского партнерства НИУ ВШЭ Анны Гармановой : «На сегодняшний день мы обнаружили серьезное противоречие в мнениях магистрантов и преподавателей относительно учебного процесса. Нам всем нужно понимать, что именно студенты хотят получить от магистратуры. Большинство готовы к изменениям и хотят современного ответа от системы. В первую очередь, вузам важно предлагать большее количество моделей образования, и все они должны быть разными. У студентов должен быть выбор».
Конференция проходит с 7 по 10 июня 2021 года.
VIDEO
Благодарим информационных партнеров онлайн-конференции «Академическое лидерство и магистратура. Новые стратегии»: «Известия», «Реальное время», газету «Поиск», федеральный портал «Российское образование», электронный журнал о благотворительности «Филантроп».