Назад

Стартовал Международный форум «Музейный гид»

В этом году мероприятие проходит с 30 ноября по 2 декабря в онлайн-формате и по традиции объединяет ведущих представителей в области культуры и искусства, науки и образования, медиа и технологий

Текст новости

Тема первого дня – «Запрос на будущее». Ведущие эксперты из разных областей попытались заглянуть в будущее музеев в рамках панельной дискуссии «Горизонты изменений»: спикеры обсудили главные культурные и социально-экономические тренды, формирующие перспективы музеев в ближайшие десятилетия. Модератором сессии выступил публицист Юрий Сапрыкин.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева обозначила несколько наиболее актуальных тенденций: «Первый тренд созвучен с названием программы фонда "Музей без границ" – сегодня музеи выходят за пределы своих пространств. Это обеспечивает не только цифровая среда: музей буквально перестает ограничиваться своей территорией. Второй тренд связан с изменением отношения к культуре в обществе. На первый план выходит социальная функция музея, он становится активным участником всех важнейших процессов. Это и поиск национальной идентичности регионов, и вклад в инклюзию, и моментальная реакция на повестку сегодняшнего дня».

Спикеры отметили, что, несмотря на пандемию и изменение фокуса общественного внимания, музейное дело остается по-прежнему интернациональным даже в условиях закрытых границ. Представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что культурный взаимообмен между странами непременно возобновится. Пандемия никак не повлияла на запуск международной выставки «Многообразие и единство» в Третьяковской галерее с участием 34 стран и 90 художников. Возобновляется «живое» общение с искусством, счастье от которого не могут заменить технологии.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский озвучил еще ряд важных тенденций в музейной сфере. К ним относятся и последствия перерождения, которое переживет культура в постпандемийный период, и экологическая повестка, и NFT-искусство: у музеев появляется огромное поле для экспериментов с новыми вызовами. «Традиционная культура переживает эру глобального присутствия и взаимодействия – музей буквально "выплескивается" на улицы. При этом традиционная культура должна начать говорить на одном языке с поколением Z. Показывать, насколько сложность красива», – отметил Михаил Борисович.

Директор центра креативной экономики, факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина и директор Института исследований развивающихся рынков, профессор бизнес-практики и эксперт программы MOOVE Московской школы управления «СКОЛКОВО» Алексей Калинин обратили внимание на развитие креативной экономики как приоритетного направления государственной политики и сферы интересов бизнеса.

Сооснователь и президент Lord Cultural Resources Гейл Лорд остановилась на климатической повестке – новой теме современного искусства; развитии искусственного интеллекта, формирующего экономику инноваций, а также новой философии музеев, где центральное место занимают доброта, открытость и свобода от предрассудков.


Современная роль музеев заметно влияет на меняющуюся систему ценностей. Новое поколение прекрасно понимает, что культура – это путь к интеллектуальной свободе. О том, каким будет это поколение, эксперты форума поговорили в рамках второй дискуссии «Люди будущего. Кто придет в музей завтра?». Модератором выступила профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Анна Качкаева.

Директор Музея Бориса Ельцина Олег Лутохин представил образ посетителя музея будущего, сгенерировав его с помощью нейросети. По его мнению, уже сейчас аудитория музеев значительно молодеет. Учитывая это, «Ельцин-центр», отметивший свое шестилетие, уделяет большое внимание педагогическим программам, которые позволяют привлекать самую юную аудиторию.

Эксперты обсудили и стремительно возрастающий интерес к традиционной культуре в регионах: в Екатеринбурге открылся филиал Эрмитажа, в Самаре – филиал Третьяковской галереи. Министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш объясняет это неизменной мотивацией людей, которых интересует культура. А выход музеев в диджитал, по мнению спикера, только помогает искусству стать междисциплинарным и территориально безграничным.

Директор Московского международного салона образования Максим Казарновский и генеральный директор Universal University Екатерина Черкес-Заде отметили, что образовательная повестка становится важнейшей частью репрезентации образа современного музея. Музей становится увлекательным способом познания, образованием «по запросу», доступность которого обеспечивают технологии.


Завершением дискуссионной части первого дня форума стали дебаты «Актуальное наследие» с участием комиссара Уральской индустриальной биеннале Алисы Прудниковой и руководителя Культурного центра местного сообщества SEP COMMUNITY Александра Юминова. Каждый эксперт по-своему отвечал на вопросы о сохранении исторического наследия в контексте формирования будущего: каким образом стоит актуализировать исторический опыт? Как музейная деятельность улучшает жизнь простых людей?

Оппоненты с разнохарактерным опытом сошлись в едином мнении: культура должна становиться инструментом развития территории. Здесь важен как процесс поиска идентичности, так и формирование среды, способной интерпретировать исторический опыт в новое и ресурсное искусство.

Во время выступлений экспертов зрители выбирали, чье мнение покажется им убедительнее – в итоге победила дружеская ничья. Модератором дебатов выступил публицист, писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Архангельский.

Также в рамках первого дня форума состоялась онлайн-мастерская «Как проектировать пользовательский опыт в музее», участники которой попытались детально спроектировать опыт пользователей. Ведущей мастер-класса стала руководитель департамента Политехнического музея по работе с посетителями Вера Морозова.


Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги пятого цикла конкурса «Музей 4.0»
02 августа 2022

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в «Дискуссии о культурной функции внутри промздания»
11 июля 2022

Дискуссия состоялась в рамках выставки «Москва без окраин. Преображенка», организованной Музеем Москвы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в круглом столе «Создание единой музейной экосистемы, ориентированной на формирование сообществ»
16 июня 2022

Мероприятие стало частью программы Первой Байкальской ассамблеи музеев Дальнего Востока

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в Первой Байкальской ассамблее музеев Дальнего Востока
15 июня 2022

Мероприятие проходило с 15 по 18 июня в Улан-Удэ

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина определил победителей «Индустриального эксперимента»
01 июня 2022

Общий объем грантовой поддержки превысил 67 млн рублей

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги VI конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол»
31 января 2022

Победителями стали 12 участников из 10 городов России

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Изменения графика конкурса «Индустриальный эксперимент»
20 января 2022

Заявки принимаются до 10 февраля 2022 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовал новый цикл конкурса «Музей 4.0»
24 декабря 2021

Победители конкурса получат гранты в размере от 2 млн до 5 млн рублей на реализацию общественно значимых проектов

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Панельная сессия «Политика культурных изменений» на конференции «Музей в городе – город в музее»
10 декабря 2021

Организатором мероприятия выступил Музей Москвы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Дискуссия «Музей. Сила места»
10 декабря 2021

Мероприятие прошло 9 декабря на площадке Центра Гиляровского

#Музей без границ