Текст новости
Фонд Потанина и Московская школа управления Сколоково провели короткую образовательную программу для представителей Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в сфере культуры – участников программы «Эффективная филантропия», а также победителей инициативы «Музей. Сила места».
Ключевой частью программы стал семинар для грантополучателей Фонда Потанина, участники которого обменялись опытом управлениями проектами, а также ознакомились с результатами независимого исследования деятельности Центров знаний по отдельности и в системе институционализации.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева: «За два-три года реализации проектов организации, будь то Центры знаний или музеи, сильно изменились и продвинулись вперед. Приятно наблюдать, что поддержанные Фондом проекты зарекомендовали себя не только в своих регионах, но и на всероссийском уровне, а спрос на экспертизу организаций-грантополучателей постоянно возрастает. По сути, каждый проект – это социальная инновация, новая технология, которая сегодня востребована во всех сферах нашей деятельности. Вне зависимости от того, в каком качестве вы будете продолжать начатую работу, сейчас очень важно критически друг на друга посмотреть, отрефлексировать и обобщить свой опыт, сделав его не только вашим внутренним знанием, но представив коллегам в качестве практического инструмента».
В первый день семинара участники поделились опытом реализации проектов и достигнутыми к текущему моменту результатами. Работа строилась в формате групповых обсуждений и предполагала анализ задач, которые ставила перед собой каждая команда, вызовов и барьеров, возникающих в процессе работы над проектом, а также ключевых выводов – как общих для большинства участников группы, так и уникальных – для отдельных кейсов. В итоге удалось обозначить наиболее эффективные модели управления проектами, которые можно тиражировать в будущем.
В числе вызовов, наиболее часто упоминаемых участниками семинаров, можно отметить следующие: нехватка кадров и компетенций у сотрудников, узость доступных форматов, недооценка различными стейкхолдерами роли культуры для экономического развития территории, слабая вовлеченность молодежи в культурную повестку. Представители Центров знаний выделяли в качестве барьеров недостаточную информированность о целевых капиталах и объясняющуюся этим сложность привлечения аудитории. Чтобы преодолеть указанные барьеры, участники предложили сфокусироваться на разработке качественных гибридных форматов мероприятий, создании партнерств, в том числе с профессиональным сообществом и местной администрацией, а также на развитии новых компетенций у сотрудников и продвижении горизонтальных отношений внутри команд.
Также в рамках первого дня тренинга состоялась презентация и обсуждение итогов исследования результатов деятельности Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в культуре, которое провела ВШЭ при поддержке Фонда Потанина. Эксперты подсчитали, что всего за период реализации проектов организации провели более 1 600 мероприятий и разработали более 600 продуктов различных форматов. Что касается цифровых инструментов, то в основном Центры используют социальные сети, например, ВКонтакте как основные каналы коммуникации, а собственные сайты имеют шесть организаций. В качестве рекомендаций по взаимодействию с благополучателями участникам было предложено добавить новые форматы взаимодействия, усилить кейс-практику, а также уделить особое внимание работе с донорами, фандрайзингу и продвижению мероприятий.
Второй день семинара был посвящен разработке следующего шага развития проектов, в том числе обсуждению инструментов и партнерств, которые потребуются для достижения целей. Ключевая часть этого этапа работы – кросс-экспертиза, предполагающая «достройку» проектов, обмен практическим опытом и мнениями со стороны относительно каждого конкретного кейса.
Например, проектная команда сообщества SEP COMMUNITY ставит перед собой цель изменить устаревший формат работы типового сельского клуба на современный. Для этого участники планируют оформить полученный опыт в курс или стажировку и предложить этот продукт сельским территориям. Кураторы проекта «Екатерининская Миля» стремятся наладить практику проведения в музее ежегодных образовательных события, для чего им потребуется развивать нетворкинг и информационное сопровождение инициативы, а также добиться включения планируемых мероприятий в календарь событий Тверской области. Среди стратегических целей музейно-городского проекта «Проект М» - трансформации в НКО, которая займется организацией выставок современного искусства на основе исследования наследия. Реализовать замысел планируется за счет фандрайзинга и дохода с продажи продуктов, а также на средства грантов, субсидий и спонсорских средств.
В завершении трехдневного образовательного мероприятия участники семинара посетили выставочное пространство «ГЭС 2» и галерею-мастерскую «ГРАУНД Солянка», а также премьеру документального фильма «Системный эффект», созданного студентами курса «Новый DOC» Московской школы кино в сотрудничестве с Фондом Потанина.