Назад

Руководитель Фонда Потанина приняла участие в дискуссии «Биеннале всея Руси: зачем городам России глобальные арт-проекты»

Темой для обсуждения стали эффективные подходы в работе с местными сообществами

Текст новости

В рамках форума «Российская креативная неделя – Сибирь» состоялось пленарное заседание «Биеннале всея Руси: зачем городам России глобальные арт-проекты». Участие в мероприятии приняла генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.

Сегодня биеннале становятся инструментом работы с локальной спецификой в глобальном контексте, помогая осмыслить память места и индустриальное наследие. Они выступают площадками для проведения арт-резиденций и программ в малых городах, на промышленных и заброшенных территориях, тем самым оживляя местное творческое сообщество и заставляя культурный бренд региона звучать. В ходе дискуссии эксперты обсудили актуальные практики и эффективные подходы в работе с местными сообществами.

Комиссар Красноярской музейной биеннале, арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский отметил, что за 14-летнюю историю Красноярская биеннале пережила множество трансформаций. Благодаря глобальным арт-проектам современные художники получили возможность выходить за границы институциональной деятельности. Классические региональные музеи сегодня соединяются с концептуальным творчеством, что позволяет определить специфику искусства в экономическом и политическом дискурсе. По мнению Сергея, система биеннале – это соединение глобального и локального, мост между экзистенциальным поиском художника и экономическими интересами региона.

Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский поддержал философский контекст дискуссии. По его мнению, культура и искусство – несовпадающие понятия, ведь культура призывает следовать нормам, а искусство – нарушать нормы и правила. Александр считает, что глобальные арт-проекты возникают там, где есть амбициозные команды и креаторы, которые обладают управленческими навыками и умеют преодолевать сложности. При этом неотъемлемым элементом успеха биеннале становятся амбициозность региональных властей и предпринимательского сообщества.

Директор по коммуникациям Государственной корпорации «Ростех» Екатерина Баранова рассказала о пути объединения промышленности и искусства, которым пошел «Ростех». Пять лет назад в Туле, на предприятии, производящем акустическое оборудование, при поддержке «Ростеха» появился креативный кластер «Октава». Проект стал ответом на актуальные запросы города, в том числе решил проблему оттока молодого творческого населения. Став музейным пространством и креативной лабораторией, бывший промышленный комплекс открыл двери для экспериментов с искусством.

Директор Стамбульской биеннале и проектов в сфере современного искусства IKSV, вице-президент Международной биеннальной ассоциации (IBA), член экспертного совета Уральской индустриальной биеннале Биге Орер поделилась особенностями работы биеннального движения в Стамбуле. Она отметила, что местное креативное пространство стало порталом для дискуссии и возможностью открытого диалога со всем миром. У города появился альтернативный способ обучения всех, кто принимает участие в биеннале, в контексте мирового опыта. Кроме того, Биге считает, что само присутствие биеннале в городах создает тренды, позволяет привлекать новые аудитории, формируя условия для встречи с искусством.

Коллекционер, издатель, комиссар и основатель первой северной биеннале современного искусства «Новое открытие Севера» Пьер-Кристиан Броше рассказал о трансформации национального образа Республики Коми с помощью биеннале. Проект стал способом развития имиджа города и стимулирования внутреннего туризма. Команда Пьера-Кристиана доказала, что искусство может изменить образ региона. Идея объединения художников из разных городов и стран позволила им узнать регион и произвести «новое открытие Севера». Эксперт подчеркнул, что в подобных проектах важна готовность местных властей спонсировать важные в культурном и экономическом плане проекты.

Историк искусства и куратор публичной программы Музея современного искусства «Гараж», куратор 2‑ой Триеннале российского современного искусства Анастасия Митюшина назвала биеннале глобальным вызовом – смотром творцов, у которых есть амбиция. Анастасия рассказала, что триеннале музея «Гараж» изначально решало несколько задач: знакомство иностранных коллег с современным русским искусством и объединение региональных художников с целью творческого взаимодействия. Благодаря глобальным арт-проектам участники получают огромную свободу, возможность выйти за пределы творческих ограничений.

Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева рассказала о важности поддержки глобальных арт-проектов: «Любой масштабный проект начинается с эффективного партнерства. Сегодня система партнерств в культурных инициативах существенно расширяется, открывая новые возможности для экономических интересов региона и экспериментов, осуществляемых при частной поддержке. Культура не может развиваться без экспериментов, и мы пытаемся выстроить свои программы так, чтобы возможность для творчества оставалась всегда. Пришло время осознать глобальную роль культуры на государственном уровне, и появление Президентского фонда культурных инициатив это подтверждает».

Участники заседания поговорили об арт-проектах, которые становятся определяющими для регионов. Децентрализация биеннале и экспансия творческих практик в регионы вовлекает общество в культурный обмен и становится важнейшим способом эффективного развития регионов. Модератором дискуссии выступила комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства, руководитель стратегических проектов ГМИИ имени А. С. Пушкина, член правления Международной ассоциации биеннале (International Biennal Association) Алиса Прудникова.

«Российская креативная неделя – Сибирь» – трехдневная дискуссия креативных индустрий, бизнеса, государства, институтов развития и лидеров мнений, призванная стать основой для системных решений в сфере креативной экономики региона.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги пятого цикла конкурса «Музей 4.0»
02 августа 2022

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в «Дискуссии о культурной функции внутри промздания»
11 июля 2022

Дискуссия состоялась в рамках выставки «Москва без окраин. Преображенка», организованной Музеем Москвы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в круглом столе «Создание единой музейной экосистемы, ориентированной на формирование сообществ»
16 июня 2022

Мероприятие стало частью программы Первой Байкальской ассамблеи музеев Дальнего Востока

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в Первой Байкальской ассамблее музеев Дальнего Востока
15 июня 2022

Мероприятие проходило с 15 по 18 июня в Улан-Удэ

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина определил победителей «Индустриального эксперимента»
01 июня 2022

Общий объем грантовой поддержки превысил 67 млн рублей

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги VI конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол»
31 января 2022

Победителями стали 12 участников из 10 городов России

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Изменения графика конкурса «Индустриальный эксперимент»
20 января 2022

Заявки принимаются до 10 февраля 2022 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовал новый цикл конкурса «Музей 4.0»
24 декабря 2021

Победители конкурса получат гранты в размере от 2 млн до 5 млн рублей на реализацию общественно значимых проектов

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Панельная сессия «Политика культурных изменений» на конференции «Музей в городе – город в музее»
10 декабря 2021

Организатором мероприятия выступил Музей Москвы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Дискуссия «Музей. Сила места»
10 декабря 2021

Мероприятие прошло 9 декабря на площадке Центра Гиляровского

#Музей без границ