Текст новости
Третий день конференции начался с сессии «Как учить в магистратуре: новые технологии для нового времени» .
Серию выступлений открыла директор научно-образовательного центра «Институт передовых технологий обучения» НИ ТГУ Елена Другова : «Очень важно привлекать преподавателей вузов к участию в курсах повышения квалификации, а также создавать новые образовательные продукты, нацеленные на развитие лидерских качеств. Запрос на подобное обучение часто исходит от самих преподавателей, которые стремятся идти в ногу со временем. При этом для системных изменений нужны практические и содержательные программы. Так, мы реализуем проект "teaching excellence", который представляет собой интенсивную программу для трансформации качества преподавания».
Директор научно-образовательного центра «Институт непрерывного образования» СФУ Ел ена Мошкина рассказала: «Преподаватели должны ориентироваться в цифровой среде и их этому важно обучать. Мы формируем образовательные программы для преподавателей, но, к сожалению, большого потока на этих программах нет. Тем не менее, мы активно разрабатываем обучающие программы, вводим межкультурную коммуникацию, создаем корпоративные сервисы. На мой взгляд, еще один важный аспект в системном обучении преподавателей – работа с заведующими кафедрами, ведь политика учебного процесса формируется на кафедре, и заведующие должны задавать соответствующий тренд в обучении».
Также в рамках деловой программы конференции состоялась дискуссия, посвященная обсуждению современных форматов реализации магистерских программ.
Дискуссию открыл заведующий лабораторией продвинутой комбинаторики сетевых приложений, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики Андрей Райгородский : «В нашей онлайн-магистратуре мы сохраняем традиционно высокий уровень обучения МФТИ, обеспечивая сильный преподавательский состав, и делаем качественное образование доступным для мотивированных людей любого места жительства и возраста. Возрастной рекорд между самым молодым и самым возрастным магистрантом в нашей практике составил 34 года. Первую онлайн-магистратуру мы запустили еще в 2016 году. Треть наших выпускников после окончания онлайн-магистратуры меняют работу – это важный и значимый показатель для магистерской культуры».
Научный сотрудник Центра исследований науки и технологий (STS-Центр) Европейского университета в Санкт-Петербурге Андрей Кузнецов рассказал об онлайн-инструменте для аналитического чтения: «Инструмент под названием “Проект ВиАТекСТ”, который мы реализуем в рамках магистерских программ, представляет собой интеграцию эффективных практик аналитического чтения. Мы учим людей правильно читать сложные аналитические тексты. Для нас было важно сделать методику максимально прикладной и практической – мы не проводим никаких лекций, используем минимум теории и ведем преимущественно интерактивные занятия. Непросто объяснить студентам, зачем им изучать такое фундаментальное и интуитивное знание, как чтение, но отзывы говорят о том, что такая методика невероятно полезна».
Обсуждение продолжила преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории мультимедийных коммуникаций Silamedia Оксана Силантьева : «Я представляю интерактивный курс по мультимедийному сторителлингу, на который приходят самые разные специалисты – от биологов до журналистов – люди, которые хотят обучиться профессиональным медийным компетенциям. Курс используется как исключительно в онлайн-программах, так и при смешанном обучении. Различные модули и знания здесь существуют в разных форматах – мультимедийный подход позволяет человеку погрузиться в пространство выбора. Каждый студент проводит самодиагностику и выбирает собственную, уникальную траекторию обучения. У нас нет линейного расписания занятий или универсальной методики. Благодаря новым digital-возможностям мы перемещаем зону ответственности с преподавателя на студента магистратуры, и делаем обучение максимально практическим, что соответствует современным запросам рынка».
Директор Горного института НИТУ «МИСиС» Александр Мясков рассказал о прикладных магистерских программах: «В отличие от многих других магистратур мы полностью ориентированы на практику. В нашем случае есть обязательный запрос от государства и партнеров на подготовку квалифицированных специалистов для работы на горнодобывающих предприятиях. В процессе обучения мы погружаем студента в работу на предприятии – фактически люди начинают свою карьеру с обучения в магистратуре. Партнерство с МГИМО помогает нам соответствовать международной повестке и значительно расширяет потенциал магистратуры будущего».
Завершила серию выступлений профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ Анна Качкаева : «Мы создали проект “Пространство соучастия”, который стал современным и эффективным способом объединения студентов и преподавателей. Он осуществляется путем создания среды взаимодействия: в проекте участвуют студенты самых разных специальностей – от дизайнеров до историков, а также самые разные структуры – от библиотек до театров. Внутри своих магистерских программ студенты запускают полноценные цифровые медиа – работают с академическими организациями, создавая интерактивные проекты в цифровой среде. Благодаря этому происходит и взаимообогащение поколений, и общение между регионами, способствующее двустороннему развитию, но, главное, это дает возможность студентам стать не просто участниками учебного проекта, а создателями проектов, по-настоящему полезных для общества».
VIDEO
Благодарим информационных партнеров онлайн-конференции «Академическое лидерство и магистратура. Новые стратегии»: «Известия», «Реальное время», газету «Поиск», федеральный портал «Российское образование», электронный журнал о благотворительности «Филантроп».