Текст новости
Автономная некоммерческая организация «Упсала-Цирк» – социально-культурный проект, который существует в Санкт-Петербурге с 2000 года. Здесь занимаются около 100 детей и подростков из групп социального риска: из неблагополучных и приемных семей, семей мигрантов, а также дети с особыми потребностями. Их учат акробатике, жонглированию, элементам уличной культуры, паркуру и брейкдансу. Специалисты организации помогают своим подопечным – независимо от способностей, физических возможностей и социального статуса – изменить свой жизненный сценарий, реализовать таланты и стать успешными.
Организация не получает финансирования от государства, а работает благодаря показу спектаклей, поддержке зрителей, партнеров и самых обычных людей. Сейчас Упсала-Цирк находится на пороге больших перемен: карантинные меры внесли существенные коррективы в его работу. От реализации многих проектов пришлось отказаться, а все, что возможно – перенести в онлайн. Лишившись возможности показывать спектакли и проводить городские культурные события, сотрудники цирка увидели растущий запрос общества на новые культурные форматы, дающие личную свободу и повод для сохранения радости жизни. Нужно было искать новые каналы взаимодействия с аудиторией, и в Упсала-Цирке пришли к идее создать онлайн-курсы по жонглированию для взрослых и онлайн-курсы по цирковому искусству для детей разных возрастов. Родилась и вторая идея – открыть свой интернет-магазин для продажи брендированной продукции, средства от реализации которой смогут поддерживать работу социальных проектов, действующих на постоянной основе.
– Для нас эти проекты стали настоящим вызовом и возможностью поддержать работу цирка в период перемен, – рассказывает директор Упсала-Цирка Лариса Афанасьева. – Мы всегда стремились к независимости и искали возможности, помимо грантовой поддержки и поддержки наших частных и бизнес-доноров, самим зарабатывать средства на социальные проекты. Поэтому приоритетные задачи для нас – перевод онлайн-курсов из формата стартапа в полноценный большой проект, а также запуск интернет-магазина – эти меры в дальнейшем приведут организацию к устойчивости. Участие в конкурсе Фонда Потанина «Общее дело» дало нам возможность начать реализовывать эти замыслы. И это для нас большая радость. Онлайн-курсы в формате стартапа мы уже опробовали, набрались опыта, поняли, куда двигаться дальше. И сейчас с приобретенным опытом и новыми силами возьмемся за следующий этап.
Цирковые онлайн-курсы для разных аудиторий (курс по жонглированию для взрослых, курсы «Цирк в шляпе» и «БеZOOMный карнавал» для младших школьников, «Мягкий цирк» для малышей 3-5 лет с родителями) оказались очень востребованы и смогли обеспечить дополнительный источник дохода и финансирования бесплатных социальных программ. Сейчас специалисты цирка работают над оптимизацией дизайна курсов для сокращения их себестоимости, продумывают новый формат, сочетающий прямые эфиры и записи видеозанятий, и планируют проводить курсы ежемесячно на регулярной основе. Эту работу ведет междисциплинарная команда из цирковых тренеров, театральных художников и режиссеров, саунд-дизайнеров и хореографов. Участники курсов приобретают конкретные навыки и создают совместный творческий продукт – цирковой номер, онлайн-карнавал или жонглерский перфоманс в сопровождении современной живой музыки. Кроме того, они становятся частью сообщества через активную коммуникацию в чатах, получают рекомендации к просмотру шедевров мирового кино и анимации, знакомятся с европейскими командами, работающими в жанре нового цирка, расширяют границы «социального» в понимании современного искусства.
Второй проект – создание интернет-магазина по продаже дизайнерских товаров и арт-объектов, переданных художниками в пользу Упсала-Цирка, – это способ монетизировать частый вопрос зрителей и сторонников цирка: «А как еще вам можно помочь?». Пилотный благотворительный интернет-аукцион современных художников в поддержку Упсала-Цирка показал интерес аудитории и готовность художников к партнерству на постоянной основе. У цирка есть договоренности с дизайнерами, которые готовы совместно создавать коллекцию текстиля для продажи в интернет-магазине. Социальным эффектом этой предпринимательской работы может стать создание сообщества людей, интересующихся современной культурой и независимыми творческими проектами, развитие солидарности средствами культуры.
Онлайн-форматы позволят Упсала-Цирку выходить на новые аудитории, независимо от региона проживания, сферы интересов и возраста, а также диверсифицировать структуру доходов и уменьшить зависимость от грантовых средств.