Назад

При поддержке Фонда Потанина прошел семинар по развитию российской магистратуры

Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»

Текст новости

Семинар «Проблемы и возможности российской магистратуры: вызовы времени» состоялся 28 апреля и собрал ведущих представителей академического и профессионального сообществ, которые поделились экспертной позицией по вопросам трансформации магистратуры в России и за рубежом в период нестабильности.

Со вступительным словом выступили генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева, ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова и проректор по учебной работе Университета Лобачевского Ольга Петрова

«Сейчас образование проходит тест на адаптивность и гибкость. Это не вопрос о переводе на дистанционное обучение или освоении онлайн технологий, а, скорее, возможность ответить на важнейшие вопросы – что такое образование, каким оно должно быть, как мы можем сочетать современные и традиционные методы обучения и можем ли мы перевести образовательный процесс полностью в онлайн. Мы все находимся в состоянии неопределенности. Важно как можно скорее переходить из состояния растерянности к стадии, когда мы шаг за шагом начинаем выстраивать свое будущее, попробуем что-то новое, что в дальнейшем, возможно, сохраним», – прокомментировала Оксана Орачева

«Мы благодарим Фонд Потанина за поддержку преподавателей и студентов, что особенно важно сейчас, когда мы вступаем в кризис. Разумеется, текущий кризис помимо негативных моментов также открывает и некоторые возможности. Он позволил нам выявить сильные и слабые стороны различных подразделений университета. В дистанте есть и плюсы, и минусы. Надеюсь, что мы используем появившееся время максимально эффективно, и в итоге появится большое количество качественных программ», – отметила Елена Загайнова.

Модератором дискуссии выступил Антон Фортунатов, преподаватель магистратуры Университета Лобачевского, грантополучатель Фонда. Дискуссия разделилась на четыре тематических блока. Первый был посвящен международному сотрудничеству. Эксперты обсудили возможности применения международных стандартов управления качеством в программах магистратуры, а также определили универсальный образ магистратуры будущего. 

«Образование переживает не самое простое время в связи с переходом в онлайн, наблюдается тенденция реформирования и интернационализации. Главный вопрос здесь – какими стандартами качества мы должны руководствоваться? Безусловно, образовательными, но рынок труда диктует и профессиональные стандартны. Это противоречиво. С одной стороны, предприятия просят вузы менять программы, адаптировать их к современным реалиям. Но когда мы подключаем предприятия к участию в разработке программ, они уходят в сторону, потому что у них нет времени. Привлекать предприятия важно, но как это делать – большой вопрос», – прокомментировала заведующая кафедрой Казанского национального исследовательского технологического университета Юлия Зиятдинова

Международным опытом поделился профессор Университета г. Хассельта (Бельгия) Рил Ван Аллард, рассказав о том, как их университет реализует интернациональную магистерскую программу: «Программа длится 1 год, студенты платят небольшой взнос, в остальном программа финансируется за счет государства, и мы не делаем различия между студентами из Евросоюза и других стран. Наш стратегический приоритет – дать возможность учащимся использовать преимущества от культурного и дисциплинарного разнообразия. Как убедиться, что они все готовы освоить одногодичную программу? Во-первых, мы уделяем большое внимание английскому языку. Второй элемент – подготовительная программа, включающая в себя базовые дисциплины. Мы все еще в процессе выработки нашей маркетинговой стратегии: как сделать программу максимально привлекательной и доступной для потенциальных студентов? В этом плане мы хотели бы отменять опытом с коллегами, в том числе из глобальных университетов».

В рамках второго тематического блока эксперты обсудили развитие магистратуры с точки зрения потребности рынка и запросов работодателей, поговорили об обеспечении качества магистерских программ и возможностях привлечения работодателей в образовательный процесс.

Заместитель управляющего делами Правительства Нижегородской области Сергей Бочаров отметил: «Мне не кажется обязательным присутствие работодателя на лекции, блестящая теоретическая подготовка может быть, условно, на базе Университета Лобачевского, а вот практическая часть должна быть реализована на базе предприятия. Важно договориться «на берегу», что мы будем делать и каких реальных результатов должны достичь в результате научной работы, и тогда весь образовательный процесс в магистратуре будет иметь больший смысл». 

Александр Солеев, руководитель Hibrain Международного IT-кластера Нижегородской области, добавил: «Сейчас запускается огромное количество онлайн курсов, однако не все курсы дают хорошие базовые знания. В этом плане с вузовским образованием их сравнивать не приходится. Другое дело, что вузам нельзя готовить специалистов в отрыве от практики. Это не значит, что необходимо пригашать работодателя на лекцию, а скорее строить все обучение на практических актуальных кейсах, которые есть на рынке».

Третий тематический блок семинара был посвящен междисциплинарным подходам к реализации программ магистратуры. О роли магистратуры как основы развития культурных и научных образовательных центров рассказал заведующий кафедрой Тюменского государственного университета Александр Сорокин.

«Задача научного образовательного центра – выстроить предпринимательский контур, чтобы проект был не просто исследовательский, но и интересный кому-то вовне. Нужно попытаться в рамках магистратуры подготовить исследователей, не только включенных в повестку, но и тех, кто будет ее и создавать. Второй вопрос – какого типа нужна магистратура, чтобы выстроить взаимодействие между ключевыми акторами. С одной стороны, компетенции можно воспринимать с функциональной точки зрения, а с другой стороны смотреть за горизонт», – поделился мнением Александр Сорокин.

Кейс по построению интенсивного практикоориентированного образования в рамках прикладной магистратуры, а также по оперативному переводу процесса обучения в онлайн представила Екатерина Беляева, руководитель образовательной программы Digital Art, Школы цифровой экономики ДВФУ (г. Владивосток), грантополучательница Фонда: «Изначально мы делали ставку на оффлайн, на контактную работу и полную практикоориентированность процесса, потому что к нам специально приезжают приглашенные российские и зарубежные эксперты. Тем не менее, с 16 марта нам пришлось постепенно переходить в онлайн, что было для нас большим вызовом. Учебный план программы построен по модульной системе, включает в себе практические интенсивы – 3D принтинг, построение VR объектов, видеопроекции и многое другое. Модульный план помог нам адаптировать процесс к текущим условиям. Мы перенесли некоторые интенсивы, которые больше связаны с практическим взаимодействием, на следующий семестр, а более теоретические дисциплины – на этот. Активно используем цифровые инструменты – Slack, Google drive, Zoom, YouTube». 

В рамках четвертого блока эксперты сфокусировались на проблемах реализации и продвижения магистерских программ. Своим видением роли традиционной оффлайн-магистратуры поделился Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета, ставший победителем Грантового конкурса для преподавателей магистратуры Фонда в 2020 году: «Некоторые считают, что магистратура – это углубленный бакалавриат. Я думаю, нам все же нужно акцентировать внимание на связи магистратуры с индустрией. Иначе вопрос о том, почему у нас поступают в магистратуру не по профильным специальностям, никогда не будет решен. Нужен другой тип образования, а не просто разделение специалитета на две части. Академическая магистратура тоже связана с индустрией, только эта индустрия называется «производство научного знания», и если у вас есть доступ к индустрии научного знания, то вы можете открывать академическую магистратуру. Соответственно, если есть доступ к предприятию, то вы можете открывать профессиональную магистратуру».

Кейс магистратуры ИТМО (г. Санкт-Петербург) представила Ксения Кузьмина, директор центра развития программ магистратуры ИТМО: «Мы придерживаемся стратегии типизация программ магистратуры. Зачастую бакалавры сразу выходят на рынок труда, и компании сами готовы обучать своих сотрудников. В ИТМО реализуются 78 программ магистратуры. Корпоративные, научные, индустриальные, предпринимательские и перспективные программы – на основе этих направлений идет разделение по компетенциям, и соответственно связь с работодателями. Важно в рамках самой программы предоставлять разные возможности для обучения. У нас два вектора в академическом процессе – фундаментальная подготовка (цифровая и предпринимательская культура, язык и так называемые «софт скилз») и профессиональная подготовка – специализация, стажировка. В рамках первого семестра проходит адаптация к университету, а второй, третий и четвертый семестры посвящены профессиональным компетенциям. При этом есть возможность выбора траектории при наличии базиса фундаментальной подготовки. Основной фокус у нас на студента – важно понимать целевую аудиторию, а также возможности реализации обучения по индивидуальной траектории».

Прогнозами относительно возможных траекторий развития российской магистратуры поделилась Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства НИУ ВШЭ: «Мы все оказались в ситуации, когда нужно думать, что делать дальше. Есть два возможных сценария развития: сценарий «институционального склероза» и сценарий перезагрузки с новыми смыслами. Чтобы определить для себя эти смыслы, мы пообщались со студентами. Поняли, что большинство студентов сейчас ориентированы на рынок, на осознанное продолжение своей карьеры. Они склонны выбирать обучение в прикладной магистратуре с одновременным устройством на работу, при этом отрицательно оценивают возможность возвращения специалитета. В целом же магистры готовы к сценарию прогрессивной перезагрузки с ориентацией на два рынка – промышленный и академический».

В завершение семинара были приведены результаты опроса студентов Университета Лобачевского, который проводился с целью мониторинга текущих предпочтений студентов в рамках подготовительного этапа конференции.

«Студенты в основном отличаются последовательным выбором в плане образовательной стратегии, 90% поступают в магистратуру сразу после бакалавриата и 80% продолжают обучение в том же вузе. Более половины выбирают то же направление, что и в бакалавриате, и более 50% совмещают работу с учебой на постоянной основе. Среди основных причин поступления в магистратуру – возможности для самореализации, саморазвития и карьерного роста. Пятая часть магистрантов настроена на поступление в аспирантуру. Также студенты отметили ТОП-5 профессиональных навыков для работы, которые, по их мнению, им может дать обучение в магистратуре: умение принимать решения, самоорганизация, системное мышление, навыки поиска и обработки информации» – рассказала заведующая лабораторией социологических исследований Университета Лобачевского Яна Ушакова.

Представленные выступающими материалы будут доступны на сайте конференции: potaninconf2020.unn.ru. Дискуссии будут продолжены в рамках последующих мероприятий конференции.

Другие новости

Вниманию заявителей и грантополучателей
Вниманию заявителей и грантополучателей
2 марта 2022

Наши гуманитарные программы в сферах культуры, образования, спорта и социальной поддержки объединяют людей, для которых помогать – естественно

Фонд стал лидером рейтинга RAEX
Фонд стал лидером рейтинга RAEX
28 февраля 2022

Фонд занял первое место среди частных благотворительных организаций, лидером среди фандрайзинговых благотворительных НКО стал благотворительный фонд «Русфонд»

#Новости Фонда
Объявлены имена новых стипендиатов Фонда
Объявлены имена новых стипендиатов Фонда
24 февраля 2022

Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2021/2022

#Стипендиальная программа #
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в дискуссии на тему концепции ESG
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в дискуссии на тему концепции ESG
16 февраля 2022

Спикерами выступили представители органов власти и бизнеса, инвестиционных фондов и деловых СМИ, ведущие аналитики и эксперты по устойчивому развитию

Фонд Потанина пополнил эндаумент НКО «Ярославская школа-33»
Фонд Потанина пополнил эндаумент НКО «Ярославская школа-33»
9 февраля 2022

Размер взноса составил 10 млн рублей 

#Эффективная филантропия #
Командировка команды Фонда в Челябинскую область
Командировка команды Фонда в Челябинскую область
7 февраля 2022

Программа поездки включала в себя посещение столицы региона и города Сатки

#Эффективная филантропия
Открыт прием заявок на конкурс «Олимпийские стипендии»
Открыт прием заявок на конкурс «Олимпийские стипендии»
2 февраля 2022

Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в 2022/23 учебном году

#Стипендиальная программа #
Итоги VI конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол»
Итоги VI конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол»
31 января 2022

Победителями стали 12 участников из 10 городов России

#Музей без границ #
Благотворительный фонд Владимира Потанина внес пожертвование в эндаумент фонда «Андрюша»
Благотворительный фонд Владимира Потанина внес пожертвование в эндаумент фонда «Андрюша»
29 января 2022

Вручение сертификата состоялось в рамках открытия Первого областного форума педагогов дополнительного образования в сфере искусства

#Эффективная филантропия #
Фонд Потанина пополнил эндаумент Новосибирского государственного университета
Фонд Потанина пополнил эндаумент Новосибирского государственного университета
21 января 2022

Размер взноса составил 2 млн рублей

#Эффективная филантропия
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в заседании экспертного клуба Минспорта России
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в заседании экспертного клуба Минспорта России
20 января 2022

В формате public talk эксперты обсудили вопросы привлечения жителей страны к регулярным занятиям спортом

#Сила спорта
Изменения графика конкурса «Индустриальный эксперимент»
Изменения графика конкурса «Индустриальный эксперимент»
20 января 2022

Заявки принимаются до 10 февраля 2022 года

#Музей без границ #
Подведены итоги третьего цикла конкурса профессиональной мобильности «Маршрут добра»
Подведены итоги третьего цикла конкурса профессиональной мобильности «Маршрут добра»
19 января 2022

Количество поданных заявок выросло на 80% относительно предыдущих циклов

#Эффективная филантропия #
Владимир Потанин стал лидером рейтинга медиаприсутствия «Коммерсанта» в номинации «Самые благотворительные»
Владимир Потанин стал лидером рейтинга медиаприсутствия «Коммерсанта» в номинации «Самые благотворительные»
19 января 2022

Имя учредителя Фонда чаще имен других представителей российской деловой элиты упоминалось в СМИ рядом со словами «меценат» и «грант»

#Новости Фонда
Фонд Потанина подвел итоги третьего цикла «Спортивного десанта»
Фонд Потанина подвел итоги третьего цикла «Спортивного десанта»
19 января 2022

По количеству заявок лидируют Москва и Новосибирская область

#Сила спорта #
Итоги третьего цикла конкурса «Музейный десант»
Итоги третьего цикла конкурса «Музейный десант»
14 января 2022

Прием заявок на четвертый цикл продлится до 31 января

#Музей без границ #
Подведены итоги третьего цикла «Академического десанта»
Подведены итоги третьего цикла «Академического десанта»