Назад

При поддержке Фонда Потанина прошел семинар по развитию российской магистратуры

Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»

Семинар «Проблемы и возможности российской магистратуры: вызовы времени» состоялся 28 апреля и собрал ведущих представителей академического и профессионального сообществ, которые поделились экспертной позицией по вопросам трансформации магистратуры в России и за рубежом в период нестабильности.

Со вступительным словом выступили генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева, ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова и проректор по учебной работе Университета Лобачевского Ольга Петрова. 

«Сейчас образование проходит тест на адаптивность и гибкость. Это не вопрос о переводе на дистанционное обучение или освоении онлайн технологий, а, скорее, возможность ответить на важнейшие вопросы – что такое образование, каким оно должно быть, как мы можем сочетать современные и традиционные методы обучения и можем ли мы перевести образовательный процесс полностью в онлайн. Мы все находимся в состоянии неопределенности. Важно как можно скорее переходить из состояния растерянности к стадии, когда мы шаг за шагом начинаем выстраивать свое будущее, попробуем что-то новое, что в дальнейшем, возможно, сохраним», – прокомментировала Оксана Орачева. 

«Мы благодарим Фонд Потанина за поддержку преподавателей и студентов, что особенно важно сейчас, когда мы вступаем в кризис. Разумеется, текущий кризис помимо негативных моментов также открывает и некоторые возможности. Он позволил нам выявить сильные и слабые стороны различных подразделений университета. В дистанте есть и плюсы, и минусы. Надеюсь, что мы используем появившееся время максимально эффективно, и в итоге появится большое количество качественных программ», – отметила Елена Загайнова.

Модератором дискуссии выступил Антон Фортунатов, преподаватель магистратуры Университета Лобачевского, грантополучатель Фонда. Дискуссия разделилась на четыре тематических блока. Первый был посвящен международному сотрудничеству. Эксперты обсудили возможности применения международных стандартов управления качеством в программах магистратуры, а также определили универсальный образ магистратуры будущего. 

«Образование переживает не самое простое время в связи с переходом в онлайн, наблюдается тенденция реформирования и интернационализации. Главный вопрос здесь – какими стандартами качества мы должны руководствоваться? Безусловно, образовательными, но рынок труда диктует и профессиональные стандартны. Это противоречиво. С одной стороны, предприятия просят вузы менять программы, адаптировать их к современным реалиям. Но когда мы подключаем предприятия к участию в разработке программ, они уходят в сторону, потому что у них нет времени. Привлекать предприятия важно, но как это делать – большой вопрос», – прокомментировала заведующая кафедрой Казанского национального исследовательского технологического университета Юлия Зиятдинова. 

Международным опытом поделился профессор Университета г. Хассельта (Бельгия) Рил Ван Аллард, рассказав о том, как их университет реализует интернациональную магистерскую программу: «Программа длится 1 год, студенты платят небольшой взнос, в остальном программа финансируется за счет государства, и мы не делаем различия между студентами из Евросоюза и других стран. Наш стратегический приоритет – дать возможность учащимся использовать преимущества от культурного и дисциплинарного разнообразия. Как убедиться, что они все готовы освоить одногодичную программу? Во-первых, мы уделяем большое внимание английскому языку. Второй элемент – подготовительная программа, включающая в себя базовые дисциплины. Мы все еще в процессе выработки нашей маркетинговой стратегии: как сделать программу максимально привлекательной и доступной для потенциальных студентов? В этом плане мы хотели бы отменять опытом с коллегами, в том числе из глобальных университетов».

В рамках второго тематического блока эксперты обсудили развитие магистратуры с точки зрения потребности рынка и запросов работодателей, поговорили об обеспечении качества магистерских программ и возможностях привлечения работодателей в образовательный процесс.

Заместитель управляющего делами Правительства Нижегородской области Сергей Бочаров отметил: «Мне не кажется обязательным присутствие работодателя на лекции, блестящая теоретическая подготовка может быть, условно, на базе Университета Лобачевского, а вот практическая часть должна быть реализована на базе предприятия. Важно договориться «на берегу», что мы будем делать и каких реальных результатов должны достичь в результате научной работы, и тогда весь образовательный процесс в магистратуре будет иметь больший смысл». 

Александр Солеев, руководитель Hibrain Международного IT-кластера Нижегородской области, добавил: «Сейчас запускается огромное количество онлайн курсов, однако не все курсы дают хорошие базовые знания. В этом плане с вузовским образованием их сравнивать не приходится. Другое дело, что вузам нельзя готовить специалистов в отрыве от практики. Это не значит, что необходимо пригашать работодателя на лекцию, а скорее строить все обучение на практических актуальных кейсах, которые есть на рынке».

Третий тематический блок семинара был посвящен междисциплинарным подходам к реализации программ магистратуры. О роли магистратуры как основы развития культурных и научных образовательных центров рассказал заведующий кафедрой Тюменского государственного университета Александр Сорокин.

«Задача научного образовательного центра – выстроить предпринимательский контур, чтобы проект был не просто исследовательский, но и интересный кому-то вовне. Нужно попытаться в рамках магистратуры подготовить исследователей, не только включенных в повестку, но и тех, кто будет ее и создавать. Второй вопрос – какого типа нужна магистратура, чтобы выстроить взаимодействие между ключевыми акторами. С одной стороны, компетенции можно воспринимать с функциональной точки зрения, а с другой стороны смотреть за горизонт», – поделился мнением Александр Сорокин.

Кейс по построению интенсивного практикоориентированного образования в рамках прикладной магистратуры, а также по оперативному переводу процесса обучения в онлайн представила Екатерина Беляева, руководитель образовательной программы Digital Art, Школы цифровой экономики ДВФУ (г. Владивосток), грантополучательница Фонда: «Изначально мы делали ставку на оффлайн, на контактную работу и полную практикоориентированность процесса, потому что к нам специально приезжают приглашенные российские и зарубежные эксперты. Тем не менее, с 16 марта нам пришлось постепенно переходить в онлайн, что было для нас большим вызовом. Учебный план программы построен по модульной системе, включает в себе практические интенсивы – 3D принтинг, построение VR объектов, видеопроекции и многое другое. Модульный план помог нам адаптировать процесс к текущим условиям. Мы перенесли некоторые интенсивы, которые больше связаны с практическим взаимодействием, на следующий семестр, а более теоретические дисциплины – на этот. Активно используем цифровые инструменты – Slack, Google drive, Zoom, YouTube». 

В рамках четвертого блока эксперты сфокусировались на проблемах реализации и продвижения магистерских программ. Своим видением роли традиционной оффлайн-магистратуры поделился Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета, ставший победителем Грантового конкурса для преподавателей магистратуры Фонда в 2020 году: «Некоторые считают, что магистратура – это углубленный бакалавриат. Я думаю, нам все же нужно акцентировать внимание на связи магистратуры с индустрией. Иначе вопрос о том, почему у нас поступают в магистратуру не по профильным специальностям, никогда не будет решен. Нужен другой тип образования, а не просто разделение специалитета на две части. Академическая магистратура тоже связана с индустрией, только эта индустрия называется «производство научного знания», и если у вас есть доступ к индустрии научного знания, то вы можете открывать академическую магистратуру. Соответственно, если есть доступ к предприятию, то вы можете открывать профессиональную магистратуру».

Кейс магистратуры ИТМО (г. Санкт-Петербург) представила Ксения Кузьмина, директор центра развития программ магистратуры ИТМО: «Мы придерживаемся стратегии типизация программ магистратуры. Зачастую бакалавры сразу выходят на рынок труда, и компании сами готовы обучать своих сотрудников. В ИТМО реализуются 78 программ магистратуры. Корпоративные, научные, индустриальные, предпринимательские и перспективные программы – на основе этих направлений идет разделение по компетенциям, и соответственно связь с работодателями. Важно в рамках самой программы предоставлять разные возможности для обучения. У нас два вектора в академическом процессе – фундаментальная подготовка (цифровая и предпринимательская культура, язык и так называемые «софт скилз») и профессиональная подготовка – специализация, стажировка. В рамках первого семестра проходит адаптация к университету, а второй, третий и четвертый семестры посвящены профессиональным компетенциям. При этом есть возможность выбора траектории при наличии базиса фундаментальной подготовки. Основной фокус у нас на студента – важно понимать целевую аудиторию, а также возможности реализации обучения по индивидуальной траектории».

Прогнозами относительно возможных траекторий развития российской магистратуры поделилась Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства НИУ ВШЭ: «Мы все оказались в ситуации, когда нужно думать, что делать дальше. Есть два возможных сценария развития: сценарий «институционального склероза» и сценарий перезагрузки с новыми смыслами. Чтобы определить для себя эти смыслы, мы пообщались со студентами. Поняли, что большинство студентов сейчас ориентированы на рынок, на осознанное продолжение своей карьеры. Они склонны выбирать обучение в прикладной магистратуре с одновременным устройством на работу, при этом отрицательно оценивают возможность возвращения специалитета. В целом же магистры готовы к сценарию прогрессивной перезагрузки с ориентацией на два рынка – промышленный и академический».

В завершение семинара были приведены результаты опроса студентов Университета Лобачевского, который проводился с целью мониторинга текущих предпочтений студентов в рамках подготовительного этапа конференции.

«Студенты в основном отличаются последовательным выбором в плане образовательной стратегии, 90% поступают в магистратуру сразу после бакалавриата и 80% продолжают обучение в том же вузе. Более половины выбирают то же направление, что и в бакалавриате, и более 50% совмещают работу с учебой на постоянной основе. Среди основных причин поступления в магистратуру – возможности для самореализации, саморазвития и карьерного роста. Пятая часть магистрантов настроена на поступление в аспирантуру. Также студенты отметили ТОП-5 профессиональных навыков для работы, которые, по их мнению, им может дать обучение в магистратуре: умение принимать решения, самоорганизация, системное мышление, навыки поиска и обработки информации» – рассказала заведующая лабораторией социологических исследований Университета Лобачевского Яна Ушакова.

Представленные выступающими материалы будут доступны на сайте конференции: potaninconf2020.unn.ru. Дискуссии будут продолжены в рамках последующих мероприятий конференции.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Космонавт-испытатель Александр Мисуркин о том, как будет развиваться освоение космоса
05 октября 2022

Первый эпизод подкаста «Робот, поработай за меня»

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Робот, поработай за меня
05 октября 2022

Запускаем подкаст о востребованных профессиях  

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина представил рейтинг вузов-участников Стипендиальной программы 2021/2022
14 сентября 2022

Презентация прошла в пресс-центре ТАСС

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Школа Фонда-2022 завершилась
31 августа 2022

Отзывы волонтеров можно прочитать по хештегу #ШколаФонда2022

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали волонтерские лагеря в рамках Школы Фонда
15 июля 2022

Школа проходит с 15 июля по 30 августа

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд провел стрим «Академическая карьера в университете: вуз как работодатель»
01 июля 2022

Эксперты обсудили перспективы вузов как карьерных хабов

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги конкурса на участие в Школе Фонда
28 июня 2022

Победителями стали 182 стипендиата Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина подвел итоги IV цикла конкурса для сотрудников сферы высшего образования
11 мая 2022

Победителями признаны 6 преподавателей из вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявлены имена новых стипендиатов Фонда
24 февраля 2022

Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2021/2022

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
24 декабря 2021

Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа