Назад

Оксана Орачева: «Пандемия – не повод отказаться от движения вперед»

Интервью с генеральным директором Фонда Потанина по итогам года

Текст новости

Оксана Ивановна, 2020-й был годом потрясений для всего мира, он повлиял на весь уклад жизни общества. Какие главные изменения произошли в сфере благотворительности?

Пандемия обострила необходимость рефлексии, что такое благотворительность, что именно важно поддерживать, когда и каким образом. Мы пришли к пониманию, что благотворительность – уже не только про тех, кто дает деньги и кто их принимает. Она может быть разной – это история про соучастие, сопричастность, солидарность, взаимопомощь и совместную работу. В этом году благотворительность показала, что она, скорее, про партнерство, объединение различных ресурсов для достижения общей цели – и это первое важное изменение, которое я хотела бы отметить. Второе. Произошел рост доверия к некоммерческим организациям и благотворительности со стороны общества. Все увидели, как сработали и организации, и волонтеры, и это очень важный сдвиг в общественном сознании. И третье: весной Госдума приняла закон о налоговом вычете для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые помогают социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе борющимся с пандемией. На мой взгляд, эта мера позитивно повлияет на развитие сектора.  

Как пандемия сказалась на работе Фонда Потанина?

2020 год поставил перед нами совершенно неожиданные задачи, надо было оперативно перестраиваться, реагировать на ситуацию. В состоянии неопределенности мы исходили из двух основных принципов: необходимо было, с одной стороны, обеспечить безопасность и работоспособность сотрудников Фонда, а с другой стороны, создать условия для наших грантополучателей, чтобы они могли чувствовать себя более уверенно. Мы перевели сотрудников на дистанционную работу еще до того, как официально был объявлен карантин. И сумели оперативно разработать комплекс мер поддержки грантополучателей. Наша задача была не усложнять ситуацию, а сделать ее максимально комфортной в крайне некомфортных условиях.

Какие меры поддержки вы предложили?

Сначала мы запустили анкетирование текущих грантополучателей и стипендиатов, а их на начало пандемии было более тысячи, чтобы определить все зоны риска для исполнения гранта в условиях неопределенности. И уже с учетом реальных нужд ввели более гибкие условия грантов и предложили дополнительные средства для поддержки организаций, в которых реализуются проекты. Наш стандартный пакет антикризисных предложений включал продление периода действия выданного гранта на необходимый срок, изменение плана проекта, формата мероприятий. Фонд признал целевыми понесенные невозвратные затраты грантополучателей, если они были вызваны сложившейся эпидемиологической ситуацией, и увеличил гранты на сумму этих потерь для того, чтобы проект мог быть реализован полностью. Также дополнительно мы увеличили сумму грантов юридическим лицам на 10% – эти средства можно было тратить не на сами проекты, а на сопутствующие расходы.

Но мы сосредоточились не только на финансовой и организационной помощи. Для преподавателей – выпускников Стипендиальной программы Фонд предложил цифровые стажировки «Преподавательское мастерство в цифровую эпоху», специальные вебинары, как работать онлайн. Для других грантополучателей – курсы по проектному менеджменту, по работе с определенными цифровыми инструментами. В ответ на запросы мы стремились максимально разнообразить формы поддержки, чтобы люди могли найти то, что им необходимо именно сейчас, и чтобы этими знаниями могли воспользоваться не только руководители проектов, но и члены команд. Кроме того, для всех некоммерческих организаций при нашей поддержке Благотворительный фонд «Добрый город Петербург» разработал интенсивный курс по антикризисному менеджменту.

Фонд впервые в этом году открыл дополнительные грантовые программы для некоммерческих организаций, оказавшихся в сложной ситуации. Расскажите, пожалуйста, об этих мерах.

Фонд и раньше работал с НКО, но это, скорее, было точечное участие некоммерческих организаций в проводимых конкурсах. Весной этого года нашим учредителем Владимиром Олеговичем Потаниным было принято решение о выделении дополнительно 1 миллиарда рублей на помощь некоммерческим организациям, которые непосредственно работают с наиболее пострадавшими группами населения. Этими деньгами можно было распорядиться по-разному. Для нас эффективным инструментом распределения средств является грантовый конкурс, поскольку Фонд 20 лет проводит такие конкурсы, и, надеюсь, делает это качественно. Это позволило нам быстро разработать и запустить новые антикризисные конкурсы, помогающие некоммерческим организациям перестроиться, выжить и выйти на новый уровень развития, оказывая помощь своим целевым аудиториям.

Конкурс «Общее дело» был ориентирован на оперативную поддержку организаций здесь и сейчас: это была помощь в переводе работы в онлайн, в покупке необходимого для этого оборудования, обучении сотрудников новым навыкам и т.д. Этот конкурс продлевался фактически до конца года. Конкурс «Новое измерение» связан с тем, чтобы организации не просто адаптировались к ситуации, но и шли дальше, становясь более устойчивыми. Конкурс «Школа филантропии» задуман как возврат к активной деятельности после пандемии, когда необходимо минимизировать последствия кризиса для наименее защищенных граждан нашей страны. Здесь уже речь шла о системном эффекте: от индивидуальных проектов или проектов организаций до больших социальных и благотворительных программ. Получилось, что конкурсы как кирпичики выстраивали большое здание, дополняя друг друга. Поэтому мы и не ограничивали участие организаций только в одном из них.

Сроки проведения конкурсов были нетрадиционными: если посмотреть на пример «Общего дела», то практически за месяц принимались заявки, проходила их независимая оценка, подводились итоги и выделялись средства. То есть первый конкурс был объявлен в конце марта, а в начале мая – первые победители уже получили деньги. То же самое относится и к «Новому измерению», где впервые распределялось 500 миллионов рублей – это самый большой грантовый пул в истории Фонда. Такая оперативность стала возможна в том числе и благодаря тому, что нас поддержали эксперты – те, кто проводил независимую экспертизу заявок, согласившись работать в сжатые сроки.

НКО в этот момент нужны были не проекты, а свободные деньги. Потому и «Общее дело», и «Новое измерение» – это конкурсы институциональные, то есть они в первую очередь направлены на поддержку организаций. И мы предусмотрели большую свободу в работе с грантовыми деньгами. В «Общем деле» есть возможность перераспределения средств в бюджете до 100 %. В «Новом измерении» – до 30%, что на большом объеме грантов, до 10 миллионов рублей, тоже немаленькая сумма. Надеемся, что эти гибкие условия позволили организациям подстраиваться под обстоятельства и самостоятельно определять приоритеты. Насколько все сработало, еще рано подводить итоги, потому что работа по грантам продолжается.

Работа в такой чрезвычайной ситуации заставила нас переосмыслить подходы к поддержке некоммерческих организаций. Стало очевидно, что жесткие проектные ограничения в быстро меняющемся мире делают организации в какой-то степени уязвимыми. И нам сегодня нужно думать, как заниматься решением социальных проблем с меньшей нагрузкой на все стороны, чтобы все участники этого процесса могли быть активными, креативными, и не замыкаться в узких стандартных рамках.

Кроме непосредственной поддержки НКО, Фонд также активно продвигал лучшие практики некоммерческого сектора для их тиражирования. Могли бы вы подробнее рассказать об этом?

В этом году практические знания приобрели дополнительную актуальность. Поэтому мы стали показывать и рассказывать, как ведущие некоммерческие организации, победители наших конкурсов, работают в условиях кризиса и решают те или иные задачи. В частности, Фонд запустил проект «Уроки стойкости» о победителях конкурса «Новое измерение», где в коротком видео организации рассказывают про себя, про способы решения определенных проблем. Для зрителей это возможность узнать что-то полезное, а для участников проекта – найти новую аудиторию. Кроме того, это еще и дополнительный шанс выйти за пределы сектора, обрести партнеров в других сферах, узнать о нюансах межпрограммного и междисциплинарного взаимодействия.

Пандемия показала, что помогать могут не только благотворительные организации, но и библиотеки, музеи, дома культуры, театры. А поддерживать существование учреждений культуры в карантинное время могут бизнес-структуры и благотворительные фонды, придумывая простые решения, основанные на принципе соединения. Например, наш Фонд выкупил сувенирную продукцию музеев «Коломенская пастила», «Огни Москвы» и Музей детства, поддержав музеи, которые сейчас лишились своих зрителей, и соответственно, дохода, и предоставил эти сувениры в качестве подарков для детей и взрослых, с которыми работают наши грантополучатели. В частности, Музей «Огни Москвы» упаковал 2000 гирлянд и 450 новогодних подарков для детей с синдромом Дауна, юношей и девушек, которые выросли в детских домах, а также передал детям из детских домов из других городов. История междисциплинарности в ближайшие годы, мне кажется, вырастет во что-то новое. Приобретя вкус партнерства, пройдя в какой-то степени креатив междисциплинарности, ты начинаешь понимать, что все может быть более многообразным.

Впервые все крупные мероприятия фонда, такие как форум «Музейный гид», форум «Эндаументы», многие конференции пришлось перевести в онлайн-формат. Как вы оцениваете этот опыт? В чем его минусы и плюсы?

Переход в онлайн – это вынужденная мера, связанная с безопасностью. Главный минус очевиден – отсутствие живого непосредственного общения. Однако есть и плюсы. Во-первых, это возможность существенного расширения географии, вовлечения гораздо большего числа людей. Во-вторых, возможность посмотреть или послушать качественный контент в любое удобное время. В-третьих, мероприятия онлайн по стилю более домашние, открытые, понятные, есть ощущение взаимодействия со спикерами один на один, официоз уходит в прошлое. В то же время онлайн и офлайн – это два разных типа мероприятий. В этом году нам стало понятно, что требования к качеству онлайн-событий должны быть другими. Потому что за внимание зрителя в этом формате мы конкурируем с большим количеством параллельных мероприятий, работой, домашними делами. Если событие неинтересно, то гораздо легче проголосовать ногами. Мне кажется, следующий  год будет годом переосмысления, какое количество мероприятий должно быть в нашем портфеле, что и в каком формате делать, и как сохранить преимущества каждого из них.

Отборы студентов по Стипендиальной программе – самому масштабному и долгому проекту Фонда, тоже впервые пройдут онлайн. Не отразится ли это на сути программы?

Стипендиальная программа продолжается, отборы для преподавателей будут проходить также в заочном формате, как и проходили раньше, но мы вынуждены пересмотреть формат отборов для студентов. Все-таки онлайн или офлайн – это инструмент. Задача Стипендиальной программы, как и любой другой, не в сохранении инструментов, а в достижении целей самой программы. Мы точно так же хотим поддерживать студентов, а значит, просто меняем инструмент. Дальше вопрос более творческий: нам нужны креативные партнеры, которые могут предложить адекватные инструменты. Мы покажем студентам, что офлайн или онлайн не является препятствием. Жизнь сегодня предъявляет нам самые разнообразные требования. Можно отказаться и ничего не делать, а можно попытаться что-то изменить и продолжить идти к своей цели. Мне кажется, что поддержка студентов с самого первого дня – это про движение вперед. И пандемия – не повод отказаться от этого движения.

Несмотря на экономический кризис, когда перед большинством остро встал вопрос выживания, Фонд продолжает продвигать тему целевых капиталов, стимулируя организации создавать и пополнять эндаументы. Почему вы считаете эту тему актуальной в настоящее время?

История эндаументов неразрывно связана с кризисами, интерес к ним в такие периоды резко возрастает. Многие государства начинают стимулировать создание эндаументов, чтобы смягчить последствия кризисов для организаций образования, культуры, социальной сферы. В 2020 году вдруг оказалось, что мы обсуждаем не столько финансовые показатели, не доходность эндаументов, а то, насколько позитивным является эффект от их деятельности. В России из-за относительно небольшого опыта работы фондов целевых капиталов такой эффект не везде просматривается, но и сегодня нам есть что обсудить. У нас есть примеры, когда благодаря эндаументу в кризис проводятся конкурсы для поддержки социально значимых общественных инициатив – как, например, фондом целевого капитала «Капитал местного сообщества» в Пензе. Мы наблюдаем, что НКО все больше осознают, что финансовая модель организации должна быть более разнообразной и включать различные инструменты. Одна из возможностей, которую Фонд предлагал по конкурсу «Новое измерение» – формирование или пополнение целевого капитала. И именно этой возможностью воспользовались 20 победителей из 56, решив потратить часть гранта либо на формирование, либо на пополнение эндаумента. Это выбор самих организаций, которые в достаточно трудной ситуации пришли к выводу, что им надо обеспечить свою устойчивость не только сегодня, но и завтра, а целевой капитал является для этого подходящим инструментом.

Фонд Потанина за 20 лет работы зарекомендовал себя в трех ключевых сферах: образование, культура и развитие филантропии. В 2020 году вы открыли еще одно новое направление работы: спорт. В чем суть вашей новой программы «Сила спорта»? И почему спорт?

Мы долго готовились к открытию этого направления, это часть нашей новой стратегии, которая была принята некоторое время назад. Спорт органически дополняет то, что Фонд делает в других сферах. И если мы говорим, с одной стороны, о формировании сообщества лидеров, а с другой, о позитивных изменениях в обществе, то спорт – это еще один ресурс, с помощью которого можно одновременно и влиять на формирование лидеров, и решать социальные проблемы. Скорее, вопрос для нас заключался в том, надо ли запускать программу «Сила спорта» в этом году? Мы решили, что пандемия не является препятствием для осуществления замысла, надо лишь немного изменить последовательность действий. Еще до запуска программы мы проводили определенные исследования, чтобы изучить новое поле. И в 2020 году приняли решение продолжить эту работу, потому что сфера для всех новая, и важно было исследовать ее более глубоко. Сами же грантовые конкурсы по поддержке проектов начнутся в следующем году. Год оказался удачным, Фонд завершил и опубликовал два исследования: «Сила спорта: как проекты в области спорта и активного образа жизни меняют общество к лучшему» и «Спорт на благо развития и мира. Обзор зарубежных спортивных социальных проектов». Они были представлены в виде квиза в Центре «Благосфера». И первое предъявление результатов показало, что хоть тема и звучит как новая, в мире и в России реализуется много социальных спортивных проектов. Просто мы не всегда их так рефлексируем. Программа продолжит выявлять и поддерживать такие практики, вписывать их в социальную повестку, а не только в спортивную.

В 2019 году Фонд открыл Центр развития филантропии, но тогда еще рано было говорить о каких-то результатах. Что за этот год успел сделать Центр? Как вы оцениваете его работу?

Центр развития филантропии в течение этого года предложил свой инструментарий работы с кризисной повесткой. В частности, подготовил несколько дайджестов, рассказывающих о том, что происходит, и как реагируют на кризис в Западной Европе, Америке и других странах. Это дало возможность российским некоммерческим организациям определить, в том числе, в какой точке координат находятся они. Чтобы формализовать издательскую деятельность Центра, был создан редакционный совет. Кроме того Центр продолжает исследовательскую работу. Была проведена серия исследований, в частности, одно из последних называлось «Информирование, образование, просвещение: какие знания нужны сегодня некоммерческому сектору». Мы также приняли участие в международном исследовании со стороны России, которое проводила Всемирная ассоциация поддержки грантодающих организаций (WINGS), тем самым способствовали тому, чтобы российский некоммерческий сектор был известен за рубежом. Центр также занимается популяризацией знания, активно выступает на различных деловых площадках.

Как развивается направление «Инновации и развитие»? Что нового произошло в отношениях между сотрудниками Фонда и грантополучателями?

Направление «Инновации и развитие» прошло проверку боем, потому что нам пришлось срочно переформатировать наши конкурсы для работы в антикризисном формате. В портфолио этого направления не только изменение форматов грантовых конкурсов, но и их переосмысление. В этом году мы занимались стандартизацией процессов, связанных с управлениями грантами, чтобы люди, которые к нам приходят, понимали, как все работает, какие предъявляются требования, как необходимо оформлять документы. С другой стороны, систематизация и цифровизация деятельности должна облегчить и процесс управления грантами для менеджеров Фонда. Это позволит нам сократить бюрократические процедуры и больше времени уделять взаимодействию с благополучателями. Это большая методическая работа, и она продолжается до сих пор. Мы обязательно поделимся своими новыми стандартами с широкой аудиторией. Эта работа позволила нам сделать следующий шаг по развитию онлайн системы управления грантами.

То есть открытие осенью этого года нового портала по приему заявок на грантовые конкурсы – это не просто технический апгрейд?

Не совсем. Фонд перевел управление грантами на специально созданный портал в 2013 году. За это время IT система устарела – это одна сторона дела. Другая – наши инструменты грантовой поддержки стали настолько разнообразны, что плохо укладывались в старую онлайн-конструкцию. Стало понятно, что должна быть новая гибкая система, способная справиться с многообразием конкурсных подходов, отвечающая целям и требованиям разных аудиторий. У нас одновременно идут конкурсы в несколько этапов, с разными критериями отбора, с разными траекториями внутри самого конкурса и т.д. Сделать так, чтобы возможности системы не ограничивали многообразие подходов – это была первая технологическая задача. Вторая задача – максимально автоматизировать формальные процессы, чтобы облегчить условия для заявителей и благополучателей, а также для нашей работы с ними. Например, на новом портале в пилотном режиме мы ввели простую электронную подпись для стипендиатов. Это серьезное изменение, позволяющее подписывать документы, которые имеют юридическую значимость. После того, как портал заработает полностью, мы надеемся, что сможем распространить это нововведение и на юридические лица, облегчив тем самым документооборот. Еще одна важная составляющая: в портал заложен функционал, который связан не только с организацией процесса, но и с его аналитикой. Это позволит нам более оперативно реагировать на ситуации внутри конкурсов, легче выстраивать свою дальнейшую работу на основе пласта данных. Надеемся, что портал будет удобен для всех – в первую очередь, для заявителей, благополучателей и экспертов.

Как пережила пандемию команда Фонда?

Конечно, в этом году всем было нелегко. И, наверное, самый главный вывод для нас самих, что мы действительно команда. Это не просто 36 человек, работающих вместе, а коллектив, где все друг друга понимают, готовы прийти на помощь, взаимодействовать. Нам пришлось не только перейти на дистанционную работу, перестроить программы, но и оперативно перераспределить работу, чтобы успевать вести и привычную деятельность, и выстраивать новую. Только профессионализм сотрудников позволил оперативно выполнять задачи по помощи некоммерческим организациям. Штат за этот год вырос, что тоже было непросто, потому что новым сотрудникам пришлось включаться в работу и адаптироваться, находясь онлайн. Сейчас уже трудно вспомнить, кто и когда пришел, есть ощущение, что команда в таком большом составе работает давно.

Какие проекты или события этого года вам хотелось бы отметить особо?

Выделить какой-либо проект довольно сложная задача, любимые проекты – это всегда субъективная история. Но я бы хотела отметить по другой причине все антикризисные конкурсы и меры поддержки, считая их одним большим проектом, в котором участвовала, так или иначе, вся команда Фонда. Потому что это был серьезный вызов, на который надо было ответить. Ответить оперативно, профессионально, качественно. И мне кажется, что с этим вызовом, в целом, мы справились.

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в «Слете эндаументов»
18 сентября 2023

Мероприятие прошло в Норильске 15 сентября

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Оксана Орачева о юбилейном конкурсном сезоне
18 сентября 2023

Генеральный директор Фонда рассказывает о новом конкурсе и юбилейном логотипе Фонда

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Школа Фонда-2023 завершилась
14 сентября 2023

В этом году 200 студентов и преподавателей – победителей грантового конкурса Стипендиальной программы приняли участие в Школе Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина поддержит выпускников своих благотворительных программ и конкурсов
13 сентября 2023

Заявки принимаются с 13 сентября по 31 октября 2023 года

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги III цикла конкурса «Профессиональное развитие»
11 сентября 2023

Победителями стали 47 специалистов

#
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина представил рейтинг вузов-участников Стипендиальной программы 2022/2023
08 сентября 2023

В тройке лидеров в 2023 году – ВШЭ, МГУ и ИТМО

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в торжественном заседании Эндаумент-фонда ТГУ
06 сентября 2023

Мероприятие прошло 5 сентября на территории ТГУ

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина сделал пожертвование в эндаумент Школы-студии МХАТ
01 сентября 2023

Размер взноса составил 10 млн рублей

#Эффективная филантропия
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Ольга Сашнина: «Без разницы, насколько маленький у нас музей – для фундаментальной науки размер помещения не важен»
31 августа 2023

Ольга Сашнина – автор проекта «Виртуальный маастрихт Приамурья и другие динозавры России» – победителя конкурса «Музей 4.0»

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Вакансии
23 августа 2023

Фонд ищет новых сотрудников

#