Назад

Как сохранять современное искусство

На Венецианской биеннале прошла дискуссия на тему сохранения современного искусства, где мы представили новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства

Текст новости

В Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла экспертная дискуссия «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху». В ходе дискуссии была представлена новая стипендия Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства.

Дискуссию модерировала Лена Стрингари, заместитель директора по вопросам хранения и реставрации Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, выступавшая куратором таких дидактических выставок как Imageless: The Scientific Study and Experimental Treatment of an Ad Reinhardt Black Painting (2008) и Jackson Pollock: Exploring Alchemy (2017). Лена Стрингари играла ключевую роль в подготовке программ Panza Collection Initiative и Variable Media Initiative в музее Гуггенхайма.  Она является внештатным преподавателем Института изобразительного искусства при Нью-Йоркском университете, а также активно выступает с лекциями по вопросам сохранения современного искусства.

Участниками дискуссии стали:

·      Исбранд Хуммелен, ведущий научный сотрудник Лаборатории национального культурного наследия при Управлении по вопросам охраны культурного наследия Королевства Нидерланды.

·      Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель проекта в области современного искусства «Эрмитаж 20/21».

·      Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Открыла дискуссию Лена Стрингари, которая на примере работы реставрационного отдела Музея Соломона Гуггенхайма рассказала о сложностях консервации и репрезентации современного искусства. «Работа с современными художниками ставит перед нами ряд вызовов, связанных в том числе с устареванием технологий и определением соотношения оригинала и копии. Например, Дэн Флавин для создания инсталляций использовал флуоресцентные лампы, а работа Шэрон Хэйес «In the future» задействовала слайдовый проектор и пленку – эти предметы в наше время уже не производятся. Сегодня художники обращаются к современным технологиям вроде айфона, приложений, социальных сетей, которые тоже рано или поздно устареют. Как быть консерваторам и реставраторам в такой ситуации?».

Дмитрий Озерков разделил озабоченность Лены Стрингари: «Сложность возникает даже на этапе переноса инсталляции из одного зала в другой, если художник не дает четкой инструкции, как это делать – в таком случае приходится осуществлять замеры расположения элементов инсталляции и продумывать их размещение в новом пространстве, чтобы при этом не было потери смысла. В Эрмитаже есть и цифровые работы, при этом в коллекции музея не может находиться нематериальный объект – сам файл не может быть поставлен на учет, только жесткий диск, DVD или флеш-карта. Но тогда возникает вопрос – что мы считаем искусством?».

Алиса Прудникова отметила, что у ГЦСИ необходимые для хранения произведений современного искусства условия есть только в Москве, при этом одним из важнейших проектов музея является Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая работает со спецификой регионов. Проводя биеннале, возникает вопрос консервации инсталляций – ранее экспонаты после мероприятия утилизировались, но сейчас сотрудники музея пытаются найти возможность их дальнейшей репрезентации. «В регионах России работают художники, которые должны быть видимыми, вовлеченными в художественные сообщества. Важно говорить о сохранении искусства, однако сейчас в нашей стране в приоритете поиск ответа на вопрос – как работать с разными аудиториями и находить с ними общий язык, рассказывая о современном искусстве».

О сохранении не только объектов, но и контекстов рассказал Исбранд Хуммален: «Сложно сохранять современное искусство – в его природе интерактивность, изменчивость. А консервация – это как раз попытка сделать так, чтобы ничего не менялось, ее главной целью является материальная стабильность. Сегодня же мы имеем дело с нестатичным, зачастую цифровым искусством. Оно не укладывается в существующие модели коллекционирования, поэтому мы должны изменить существующие парадигмы. Произведение искусства провоцирует поиск решения в различных областях знаний, а музей – идеальная платформа, чтобы поделиться результатом этого поиска с обществом».

В завершении дискуссии генеральный директор Фонда Оксана Орачева представила новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства: «Фонд осознает важность поддержки талантов и необходимость двигаться вперед, развивая международное сотрудничество. Я рада, что такое инновационное междисциплинарное поле будет изучено стипендиатами, которые после учебы за рубежом привезут в Россию новые знания».

Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция
Венеция

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Спорт для всех
29 апреля 2022

Подведены итоги конкурса «Спорт для всех»

#Культурный прорыв
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Гуггенхайм представляет новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства
09 мая 2019

Об этом было объявлено в ходе экспертной дискуссии «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху» в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции

#Культурный прорыв
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Вашингтонский Национальный симфонический оркестр снова в Москве!
27 марта 2017

Продолжается сотрудничество Фонда с Центром исполнительских искусств им. Дж. Кеннеди.

#Культурный прорыв
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«КОЛЛЕКЦИЯ!+»
14 февраля 2017

В Центре Помпиду представят новые дары, пополнившие собрание произведений российского и советского современного искусства

#Культурный прорыв
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд – финалист премии The Art Newspaper Russia
03 февраля 2017

Создатели проекта «КОЛЛЕКЦИЯ!» признаны победителями в номинации «Личный вклад»

#Культурный прорыв
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
«КОЛЛЕКЦИЯ!» - в полуфинале премии «Серебряный лучник»
02 февраля 2017

Проект Фонда с Центром Помпиду вошел в шорт-лист Национальной премии в области развития общественных связей

#Культурный прорыв