Текст новости
Рамок провинциального музея больше не существует, а локальные инициативы уже вполне способны задавать глобальные тренды. Но что важнее – прорубать окно в мир или объединять местное сообщество? Можно ли успешно сочетать оба направления? И как достигать желаемого результата? Актуальным вопросам деятельности региональных музеев и их наиболее значимым инициативам был посвящен второй день форума «Музейный гид».
Музеи все чаще становится драйверами развития окружающей их среды – эта мысль звучала на всех дискуссионных площадках форума. Сегодня много внимания уделяется формированию общественных пространств, на это выделяются бюджетные средства, и музеи должны встраиваться в процессы благоустройства городских территорий, разрабатывая свои уникальные механизмы, отметил арт-директор красноярского Музейного центра «Площадь мира» Сергей Ковалевский . Но следует иметь в виду, пояснил он, что власти часто готовы остановиться, достигнув определенного результата, а музей – это всегда долгоиграющая история.
Меняя городской ландшафт, музей меняет образ жизни населения, подчеркнула директор тульского Музея станка Евгения Бабакаева. Мы присутствуем при историческом изменении музейных границ, добавила директор нижегородского Волго-Вятского филиала Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Анна Гор. Музеи становятся все более универсальными, и при этом они все больше фокусируются на человеке и его внутренних переживаниях. Но для успешного воздействия на внешнюю среду необходимо наличие в культурном учреждении команды, которая готова возглавить городские инициативы, уверена заместитель директора ижевского Выставочного центра «Галерея» Марина Рупасова .
Тему музейного лидерства развили в рамках публичного интервью иностранные гости – директор Дома-музея Рембрандта в Амстердаме Лидевей де Куккук и старший научный сотрудник бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета Пеграм Харрисон . Современный музейный лидер должен умело жонглировать тремя одинаково приоритетными направлениями – культура, общество, коммерческие интересы – и обладать большим политическим чутьем, считает Пеграм Харрисон. Этот человек также должен быть храбрым, потому что от музеев сегодня требуют абсолютной открытости, а она пугает, добавила Лидевей де Куккук. Кроме того, культурным институтам все чаще приходится взаимодействовать с различными радикально настроенными группами, отстаивая свою позицию в освещении спорных тем. По словам экспертов, одна из ключевых задач лидеров – воспитание новых лидеров. И важно помнить, что лидерство – это качество, а не функция, отметили эксперты.
Обмен опытом, профессиональную мобильность и другие аспекты взаимодействия музеев друг с другом обсудили на секции «Музейное посольство: региональные диалоги». Координатор образовательных проектов музея Национального научного центра им А.В.Жирмунского ДВО РАН Л илия Кондрашова рассказала, как 13 музеев города пытаются сообща сломать стереотипы городских семейных прогулок проектом «Межмузейный маршрут для всей семьи». Директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге» Юлия Поцелуева поделилась опытом сбора отзывов через разные платформы и подчеркнула важность выстраивания обратной связи с посетителями. В дискуссии также приняли участие директор Музейно-выставочного центра из Находки Марина Нургалиева , директор Музея истории Пермского университета Мария Ромашова и ведущий специалист Центра выявления и поддержки одаренных детей и студентов Нижегородского исследовательского университет им. Н.И. Лобачевского Евгений Стрелков .
К теме благоустройства городских пространств вернулись на площадке «Диалог через современное искусство». Директор самарского Музея Модерна Михаил Савченко рассказал, как инициированный музеем фестиваль на набережной города заставил администрацию задуматься о ее реконструкции. Но мало сделать ремонт, важно сохранить ту новую атмосферу, которая возникла в этой городской точке усилиями культурного учреждения, подчеркнул эксперт.
Руководитель Центра авторских экскурсий Екатеринбурга Дмитрий Москвин представил проект «Новая публичность авангарда», авторы которого пытаются изменить отношение к богатому архитектурному наследию этого жанра. Пока ни власти, ни жители, ни пользователи таких зданий не видят в них той ценности, которую замечают исследователи. При этом авангардные объекты в контексте проекта рассматриваются именно как общественные пространства. И уже есть положительные примеры их реставрации и использования именно в таком качестве.
Иногда музеям приходится бороться с варварским благоустройством, рассказала директор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО Елена Цветаева . В частности, совместными усилиями музея и общества удалось спасти историческую брусчатку Калининграда. В ходе проекта «Золотое кольцо» маркировались знаками 2€ (реальная цена) камни пяти пешеходных переходов, которые действительно образовывали кольцо. Так был поднят вопрос об экономической и символической стоимости брусчатки, и о том, каким хотят видеть жители свой город.
Музейная жизнь кипит и за пределами городов. Уникальные проекты представили участники секции «Сельский музей как эпицентр глобального». В их числе – поддержанный Фондом Потанина проект Гунибского краеведческого музея, который поставил перед собой непростую задачу сохранить природный парк «Верхний Гуниб», оказавшийся на грани исчезновения из-за безответственного к нему отношения и незаконной застройки. Путем создания тематических мини-экспозиций в гостевых домах и проведения арт-резиденции, авторы инициативы вовлекают местных жителей в художественное исследование и осмысление территории, ее ценности.
Как выяснилось в ходе дискуссии, сельские музеи нацелены в основном на развитие и сплочение местных сообществ, хотя это не мешает им мыслить достаточно масштабно и налаживать широкие профессиональные связи. При этом именно музей становится триггером, который запускает систему отношения местных сообществ к себе как к единому целому, а сами сельские жители охотно откликаются на такие инициативы и очень активно участвуют в работе своих музеев. Откликаются на них и власти, которые обращают больше внимания на запросы тех территорий, где возникают заметные культурные проекты.
Button Previous
Button Next