Текст новости
На «Артгиде» — интернет-портале о художественной жизни в России — вышло большое интервью с генеральным директором Фонда Потанина Оксаной Орачевой. Интервью посвящено истории и трансформации программ Фонда, влиянии пандемии на работу культурных институций и третьего сектора, партнерским проектам и новым конкурсам Фонда.
Проследив эволюцию Фонда от Северной стипендиальной программы к стратегической поддержке проектов и организаций в различных областях, в том числе и в сфере культуры, Оксана Орачева подробно осветила вопросы современной музейной практики и переосмысления роли культурных институций в обществе в XXI веке. «В нашем конкретном случае стало понятно, что в сфере культуры не хватает людей, которые бы не только мыслили по-новому, но и умели применять свои прогрессивные идеи на практике. Из этого понимания выросла программа «Меняющийся музей в меняющимся мире», направленная на создание в том числе сообщества проектировщиков. И одним из ее инструментов стало образование, интегрированное в наш грантовый конкурс», — рассказала она.
Приведя в пример историю программы Фонда «Первая публикация», Оксана Орачева отметила, что Фонд никогда не закрывает существующие программы, а трансформирует их в соответствии с изменениями и уточнением их инструментальной основы: «Любой конкурс — это инструмент, и, как показывает опыт, без изменений он может эффективно работать максимум лет десять. Потом он исчерпывает себя и скатывается в самоповторение. А мы не про самоповторение — мы про движение».
Влияние пандемии на сферу культуры руководитель Фонда связала с сегодняшним уровнем развития музеев, театров и других культурных институций, подчеркнув, что, случись пандемия десятью годами ранее, ее удар по учреждениям культуры не оказался бы столь болезненным: «Сейчас поменялось базовое отношение к функции музея: мы четко осознаем, что не существует никаких «посетителей», а есть партнеры, с которыми мы вместе проектируем культуру. К тому же во время пандемии мы увидели яркие доказательства того, что культура — важная составляющая жизни людей. До этого мы не осознавали ценности похода на выставку или в театр, а пандемия продемонстрировала, что культура является тем спасительным кругом, за который в сложную минуту хватается человек. Именно поэтому в тот момент увеличилось производство и потребление культурного контента».
Тема партнерства в деятельности Фонда, продолжившись в обсуждении проекта «Коллекция!» и программы «Культурный прорыв», раскрывается в интервью также и на примере взаимодействия между культурными институциями и НКО с бизнесом и госструктурами. Здесь директор Фонда сосредоточилась на том, что сегодня бизнес становится все более и более социальным. Вместе с тем, Оксана Орачева отметила, что процесс взаимодействия по природе своей двусторонний, и сфере культуры со своей стороны также необходимо предпринимать шаги в этом направлении: «Нам нужно научиться общаться на равных, а не с позиций «Мы все знаем про контент, а вы в этом не разбираетесь» или «Вы ничего не понимаете в финансах». Нам нужно наконец понять, что одно без другого не может существовать, а соединение культуры и бизнеса делает каждую из партнерских сторон более устойчивой. Да, это новая модель отношений, и она сейчас активно складывается».
Ту же потребность в поиске баланса и запрос на устойчивость Оксана Орачева отметила и говоря о взаимодействии некоммерческого сектора и организаций, работающих в сфере культуры, с государственными органами: «Модели взаимодействия государства и социальной сферы, которые отвечают запросам общества, меняются все время. В один период участие государства в социальной и культурной сфере будет расти, в другой — государство будет отходить на второй план, а культура получит больше самостоятельности. Весь мир идет по этому пути. Государство — это большая машина, которой трудно разглядеть творческие ростки. А культура стремится к чему? К тому, чтобы прорастало все новое и интересное, она боится консервации. И это перетягивание каната между государством и культурой не закончится никогда. Но если культура встроена в общественную жизнь, то баланс обязательно найдется».
Рассказала Оксана Орачева и о двух новых конкурсах Фонда. Первый из них — «Индустриальный эксперимент». Идея конкурса строится вокруг сохранения индустриального наследия. Руководитель Фонда выразила надежду, что этот конкурс сможет продемонстрировать, каким образом городская среда может формироваться инструментами культуры. «Мы уверены, что вокруг этой темы может произойти объединение людей и институций, что в перспективе даст какие-то позитивные изменения в тех местах, которые попадут в орбиту «Индустриального эксперимента». Нам очень интересно, удастся ли средствами конкурса что-то изменить в конкретном городе: привлечь к нему внимание, увидеть его по-другому, создать новые центры притяжения», — резюмировала она.
Тема второго конкурса — креативные индустрии. Цель конкурса руководитель Фонда описала так: «Мы хотим попробовать соединить в одном проекте музей и креативные индустрии, попытаться помочь найти точки соприкосновения. И на основе этих общих точек создать устойчивую модель взаимодействия, которая в дальнейшем будет развиваться сама». При этом Оксана Орачева отметила, что Фонд не стремится к созданию креативных кластеров. Задача нового конкурса в том, чтобы музеи смогли увидеть потенциал креативных индустрий и объединиться с ними в рамках взаимовыгодного сотрудничества, что позволит музеям в еще большей степени интегрироваться в жизнь общества.
Целиком текст интервью можно прочитать на сайте «Артгиде»: https://artguide.com/posts/2324