Текст новости
Музей – это больше не храм искусства, кладовая ценностей и артефактов, а важный элемент развития города, который вместе с социально-экономическими факторами создает условия для комфортной жизни. Музеи выходят из замкнутых пространств, осваивают городские улицы и общественный транспорт, даже спускаются в метро. Музеи не просто рассказывают и показывают, они обучают и помогают решать значимые социальные проблемы.
Прошли времена, когда музей был изолированным островком в бурном житейском море, почти без связи с окружающим миром, сегодня он активно наводит мосты в социум, заметил генеральный директор Национальной галереи Финляндии Киммо Левя . В будущем музеи станут органичной частью городской культуры, займут центральное место в жизни города и будут вести на равных диалог с остальными ее участниками, надеется эксперт.
На самом деле, эта тенденция начала формироваться еще в конце ХХ века, а сегодня стала особенно заметна, уточнила генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева . По ее словам, музей – это центр стабильности, потому что он формирует не только общечеловеческие ценности, но и культурный код самого региона, позволяет отвечать на вопрос «Кто мы?» на разных уровнях, вплоть до локальных.
«Музей действительно выходит в город и меняет его – экономически, социально и культурно. И я думаю, что дальше это движение будет только развиваться. Мы будем удивляться, если музей замкнется в своих стенах, и, наоборот, будет считаться нормой, если он встречается на каждом шагу», – прогнозирует эксперт.
В качестве примера она привела инициативу Фонда Потанина «Музей. Сила места», в рамках которой сейчас реализуется пять городских проектов, а главное условие – партнерство музея с немузейными организациями. Один из объектов – обычный подземный переход в Омске – все, что осталось от нереализованной идеи построить в городе метро. Сейчас там проходят выставки современных художников. «И если первая выставка удивляла, то третья вызывает уже совсем другие эмоции», – подчеркнула Оксана Орачева . По ее словам, таких проектов множество, и эти практики надо показывать и описывать, потому что они не просто интересны, они могут тиражироваться.
Про одну из таких практик в Финляндии рассказала руководитель проекта A&DO (Центр обучения архитектуре и дизайну) Леена Свинхувуд . В рамках проекта была разработана передвижная выставка дизайна и архитектуры «Искусство в контейнерах»: два морских контейнера, которые сейчас базируются в жилых кварталах города Лахта, а следующей весной переедут в Тампере, наглядно демонстрируют, как искусство можно максимально приблизить к людям. «Музеи – это настоящие новаторы, они постоянно изобретают что-то новое. Если люди будут больше знать о дизайне и архитектуре, они смогут стать дизайнерами собственной жизни», – говорит эксперт.
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко вспомнила масштабный проект «Интенсив ХХ», созданный с целью популяризации коллекции искусства ХХ века в Третьяковской галерее на Крымском валу. Репродукции шедевров русской живописи прошлого столетия разместились на станции «Парк культуры» и в брендированном поезде кольцевой линии московского метро. Проект длился 7 месяцев и помог привлечь новых посетителей в малоизвестный на тот момент филиал знаменитого музея.
Движущая сила в таких историях – всегда люди, которым небезразлично, где они живут, и которые хотят, чтобы жизнь в этом месте была интересной. Когда такие люди находятся, сразу появляется и поддержка, уверяет Оксана Орачева .
Если говорить глобально о выходе искусства на улицы, публичные художественные высказывания (перформансы и т.д.) появились в России еще сто лет назад, напомнила Оксана Бондаренко , но в годы перестройки развитие этого направления замедлилось, поскольку в 1990-е улица была опасной. «Но я считаю, мы быстро восполнили этот пробел. Мы достаточно активно работаем с городскими пространствами. В ДНК нашего музея этот смысл четко зашит: мы – музей в движении. Транспорт – третья городская среда, и она должна быть наполнена впечатлениями и информацией», – отметила она.
Музеи могут помочь обществу в решении таких проблемы, как старение населения, миграционный кризис, финансовое неравенство, необходимость постоянного обучения и обновления знаний, считает Киммо Левя . В частности, они могут играть роль объединяющего фактора. Музеи – мощная медийная платформа, и должны это использовать, пояснил эксперт. При этом они могут позволить себе несколько больше, чем другие общественные организации. Так, несколько лет назад Национальная галерея Финляндии разместила на своей стене баннер «Добро пожаловать!», обращенный к мигрантам, что вызвало отклик в обществе.
«Музей – очень мощный медиатор между всеми структурами города и горожанами», – добавила Оксана Бондаренко .
Неразрывная связь культуры с городом и местом ярко проявилась во время пандемии, рассказала Оксана Орачева . Учреждения культуры, находясь сами в очень сложной ситуации, на выделенные фондом деньги помогали другим городским сообществам, которые тоже нуждались в поддержке, например, людям старшего возраста, школьникам и учителям.
Музей сегодня не противопоставляет себя обществу, а четко осознает себя его частью. И общество отвечает взаимностью. О том, что оно разделяет музейные ценности, свидетельствуют успешные практики финансирования музеев с помощью краудфандинга и многочисленные частные инициативы по их созданию, которые порой радикально преображают территорию. Пожалуй, самый яркий пример – Коломна, которую уже невозможно представить без пастилы: именно частные музеи превратили этот город в центр туризма.
Говоря о культурных проектах, важно не только смотреть на аудиторию и другие количественные показатели, но и на тот вклад, который они вносят в благополучие людей, призывает Оксана Орачева . Так, в Канаде и Бельгии врачи уже выписывают поход в музей в качестве лекарства.
Button Previous
Button Next