Текст новости
Участники Форума обсудили вопросы глобальной трансформации социальных и культурных процессов, дискутировали на тему современной роли музеев и продолжили проектировать образ музеев будущего.
Между спикерами первой панельной дискуссии «Границы музея» прошла дискуссия на тему расширения существующих рамок и, напротив, сохранения границ, необходимых в контексте институциональной музейной функции. Руководители музеев, деятели культуры и эксперты по социокультурному проектированию вели разговор о том, какие качества должны быть присущи музеям, чтобы оставаться адаптивными в соответствии с новыми запросами общества. Модератором выступила эксперт по музейному развитию Наталья Сергиевская.
По мнению генерального директора Государственного музея-заповедника «Царицыно» Елизаветы Фокиной, современный посетитель начал уставать от многообразия культурного контекста. Музей в этом смысле должен оставаться пространством гибким, но позволяющим получить конкретный опыт, контактировать с музеефицированной историей. А расширить стоит границы научной деятельности – базовую функцию музея.
Директор Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин отметил, что сегодня все направления культуры ищут выход за свои границы – театр, к примеру, активно заходит на территорию музея. Это происходит в связи с изменением среды, но музей должен оставаться, прежде всего, некоммерческой организацией с гуманитарной миссией. «Приходит время переходить от музеев цивилизаций к музеям личностей, сохранив границу "неуглубления" в индивидуальный контакт», – заявил Артем.
Директор галереи «Граунд-Солянка» Катя Бочавар заметила, что за последние три года понятие музея полностью перевернулось, появилась кроссдисциплинарность, позволяющая говорить с посетителем на самые разные темы. По ее мнению, расширение границ должно быть жанровым, и чем они будут шире, тем более заинтересованным станет посетитель.
Режиссер Семен Александровский перевел дискурс в более философский контекст. По его мнению, сегодня происходит процесс переосмысления коммуникативных практик. Если их основы изначально включают в себя барьеры и дистанции, с ними начинают работать художники. Природа любой институции подразумевает границы, но основные рамки существуют внутри нашего мышления.
Дизайнер посетительского опыта компании Lorem ipsum, эксперт по инклюзии Вера Шенгелия настаивает на том, что сегодняшние границы должны быть существенно расширены, чтобы в музей приходили самые разные категории посетителей. К тому же музей должен выполнять образовательную функцию, но не формальную, а демократичную, мотивирующую. «Мы ответственны не только за то, что мы делаем, но и за то, чего не делаем. Музей как глобальная институция может стать манифестантом идей открытости и инклюзивной доступности», – убеждена Вера.
В некотором смысле оппонентом идеи всеобщей доступности выступила генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова. Эксперт заметила, что в практической деятельности музея границы хорошо ощутимы. Музей должен стать пространством инклюзии, но на данный момент снятие всех барьеров – это иллюзия. Крупные музеи не могут отказаться от медийной функции, исключить образовательный ценз, но к преодолению границ всегда ведет общественный диалог.
Обсуждать актуальную музейную повестку продолжили участники дискуссии «Стратегии территориального развития». В регионах активно развиваются сетевые проекты, открываются филиалы главных музеев России – эксперты из разных городов страны рассказали, как устроена региональная культурная политика и какие проблемы решаются благодаря музейной «экспансии». Модератором выступила завкафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС Елена Зеленцова.
Директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке Лариса Котрелева рассказала, что «Третьяковка» во Владивостоке будет представлять собой масштабный культурный и образовательный центр. Благодаря местному сообществу и привлечению горожан, музей, созданный искусственно, может стать «своим» для всех жителей города – культурным центром притяжения.
О том, насколько важную роль играют местные жители в создании городского публичного пространства, рассказала директор Музейно-выставочного центра г. Находка Марина Нургалиева. Главной задачей проекта была именно помощь городу: люди собирались и обсуждали собственную идентичность, создавали небольшие проектные команды. В процессе работы оказалось, что Находка – это 5 разных образов, которые интересно и перспективно развиваются при участии самих жителей.
Директор Музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск) Мария Букова считает знаковым, что сегодня на фасаде бывшего музея Ленина в Красноярске красуется огромное слово «Свобода». Современный музей стал открытой лабораторией для молодых художников, которые занимаются, в том числе, внедрением форм современного искусства в городскую среду, создают новый музейный паблик-арт при содействии горожан. Появляется новая договоренность между музеем, художником и жителем города.
Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин затронул еще одну важнейшую тему – тыловой подвиг региональных музеев во время войны. Екатеринбургский музей принял в своих стенах огромную коллекцию экспонатов Эрмитажа, поэтому авторам проекта было важно сделать не просто художественный музей, а символ дружбы и взаимопомощи, вдохнуть новую жизнь в прекрасную историю спасения Эрмитажных собраний.
Заведующая Балтийским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина (Калининград) Елена Цветаева поделилась тем, как важно делать горожан соучастниками искусства. Елена рассказала о городском пространстве «Кронпринц» – историческом районе Калининграда. В исследовательском воркшопе, посвященном изучению истории района, участвовали местные жители: заинтересовавшись созданием культурного центра, они стали частью успеха развития территории и бренда города.
В рамках второго дня форума также прошла мастерская «Как построить сообщество» под руководством директора Музея истории Екатеринбурга Сергея Каменского. Участники мастерской делились собственным опытом взаимодействия с аудиторией и моделировали процесс создания уникального музейного сообщества. Эксперт по управлению развитием Юлия Молостова провела воркшоп «Как видеть риски и готовиться к ним». Участники проработали навыки прогнозирования и управления рисками проектов в области культуры с точки зрения технологий менеджмента.
Форум продолжит свою работу 2 декабря.