Назад

«Магистратура 5.0: Модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения»

Представлены результаты исследования перспектив развития российской магистратуры

Текст новости

 

Фонд Потанина и Национальный фонд подготовки кадров представили результаты совместного проекта «Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения». Исследование проводилось в 2018–2020 гг. и включило в себя опросы, математическое моделирование, экспертные обсуждения, на основе которых были предложены индикаторы для оценки состояния институциональной среды, значимой для магистратуры. В проекте принимали участие ведущие российские университеты, в том числе вузы-участники Стипендиальной программы Владимира Потанина. 

В рамках мероприятия своим мнением о перспективах развития магистерских программ и новых вызовах времени поделились генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова, эксперт Национального фонда подготовки кадров Ольга Перфильева, член Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Ольга Пилипенко, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ АО «Роснано» Станислав Нисимов, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров, проректор по образовательной деятельности Российского университета дружбы народов Анжела Должикова, заместитель руководителя проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Андрей Воров и директор Центра университетского партнерства, доцент Института образования НИУ ВШЭ Анна Гармонова.

«Стипендиальная программа – это большое направление нашей работы, которое включает в себя несколько компонентов, в том числе индивидуальную поддержку, – открыла дискуссию генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева. – Однако добиться системных изменений, работая только на индивидуальном уровне, невозможно, нужен системный подход. Мы рассматриваем индивидуальную поддержку как важный этап в интеграции студентов в жизнь сообщества за пределами университета, мы говорим о проектной культуре, знакомстве студентов с социальной сферой. Чтобы двигаться дальше в этом направлении, нужно понимать, где мы находимся сейчас, и какие вызовы стоят перед нами».

Общие результаты исследовательского проекта представила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова: «Магистратура – самый важный уровень образования с точки зрения репутации вуза. Она влияет на научную продуктивность университета, формирует его привлекательность для партнеров, бизнеса и, конечно, магистратура находится максимально близко к рынку труда. Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу о том, что наличие эффективной институциональной среды принципиально важно для развития востребованных кластеров магистерских программ. И эта гипотеза подтвердилась. Если говорить о вызовах 2020 года, то можно отметить, что обновление идет не очень интенсивно, совместные программы создаются в основном на локальном уровне. Что касается трендов, то мы наблюдаем тренд к появлению гибридных и микропрограмм, усиление конкуренции, возникают новые рынки заказчиков, которые умеют продвигать, но не всегда располагают содержанием».

«Хочется отметить, что университетское сообщество в целом позитивно относится к тому, как вузы справились с переводом деятельности в онлайн режим, – добавила эксперт Национального фонда подготовки кадров Ольга Перфильева. – Эксперты считают, что магистратура не вернется к прежнему формату, она станет гибридной. Те инструменты, которые подтвердили свою эффективность, будут использоваться и дальше, другие носят временный характер. Например, о сдаче экзаменов и защите работ в дистанционном формате речи не идет.  В дальнейшем можно ожидать продвижения магистерских программ во внешнюю среду и увеличение их числа. Что касается формирования соответствующей институциональной среды, то мы видим, что не все вузы оказались готовы. Ключевая сложность здесь – техническая составляющая».

Своей экспертной позицией в рамках дискуссии также поделился ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «Во-первых, должен сказать, что университет с большим вниманием и благодарностью следит за проектами Фонда Потанина – для нас очень ценно, когда наши студенты и преподаватели в этих проектах побеждают. Безусловно, тот опыт, который оценивается в программах фонда, мы считаем перспективным для распространения. И, конечно, текущее исследование имеет для нас особое значение, потому что магистерские программы крайне важны для нашего университета. МГПУ – городское многопрофильное учебное заведение. Замысел был в том, чтобы под некоторые виды занятости, необходимые именно в Москве, сделать специальные программы обучения. Многие наши программы создаются в сотрудничестве с администрацией Москвы и крупными городскими компаниями. Могу сказать, что сегодня нам всем несколько не хватает академической мобильности, которая имеет решающее значение для магистратуры – возможно, требуется федеральная программа поддержки, в особенности с использованием дистанта».

Директор Центра университетского партнерства и доцент Института образования НИУ ВШЭ Анна Гармонова резюмировала мнение представителей академического сообщества о текущих барьерах для развития российской магистратуры: «Мы зафиксировали чудовищную нехватку цифровых компетенций. Что с этим делать? Минимизировать нормативные барьеры в части сетевых программ и адекватности стандартов. В некоторых стандартах у нас вообще отсутствует понятие цифровых компетенций. Необходима новая финансовая, а также управленческая модель, которая может быть гибридной. Каждая программа магистратуры должна быть основана на оценке компетенций. Требуется достройка цифровых компетенций как у преподавателей, так и у магистров, и она связана не только с пользовательскими навыками, но и с архитектурой профессии – нужно менять подходы к освоению содержания. И, разумеется, нужно двигаться в сторону унификации цифровых сервисов, не надо бояться передавать продукты своей цифровой деятельности партнерским вузам».

Видеозапись дискуссии доступна на нашем сайте по ссылке.

 

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовали волонтерские лагеря в рамках Школы Фонда
15 июля 2022

Школа проходит с 15 июля по 30 августа

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд провел стрим «Академическая карьера в университете: вуз как работодатель»
01 июля 2022

Эксперты обсудили перспективы вузов как карьерных хабов

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги конкурса на участие в Школе Фонда
28 июня 2022

Победителями стали 182 стипендиата Фонда

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
При поддержке Фонда Потанина прошел семинар по развитию российской магистратуры
21 июня 2022

Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина подвел итоги IV цикла конкурса для сотрудников сферы высшего образования
11 мая 2022

Победителями признаны 6 преподавателей из вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявлены имена новых стипендиатов Фонда
24 марта 2022

Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2021/2022

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
24 декабря 2021

Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в презентации монографии о будущем магистратуры
09 декабря 2021

Мероприятие прошло в онлайн-формате 8 декабря

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Определены победители второго цикла «Академического десанта»
08 ноября 2021

Конкурс рассчитан на преподавателей очных магистерских программ

#Стипендиальная программа
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Открыт прием заявок на грантовый конкурс для преподавателей магистратуры 2021/22
18 октября 2021

Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина

#Стипендиальная программа