Назад

Фонд Потанина принял участие в дискуссии о проблемах кураторства в регионах

В ходе встречи эксперты обсудили возможности популяризации современного искусства в регионах страны, а также значение куратора, как связующего звена между художником и его аудиторией

Текст новости

В рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума Фонд Потанина принял участие в дискуссии «Платформа НЕМОСКВА. Проблемы кураторства в регионах: независимые и музейные практики». В ходе встречи эксперты обсудили возможности популяризации современного искусства в регионах страны, а также значение куратора, как связующего звена между художником и его аудиторией.

В фокусе обсуждения – проект NEMOSKVA, инициированный ГЦСИ в составе РОСИЗО при поддержке Фонда Потанина и направленный на продвижение региональных художников и кураторов в России и за ее пределами. Одним из этапов NEMOSKVA стала Кураторская школа – передвижная просветительская инициатива, ориентированная на специфику региональной работы в контексте международной повестки современного искусства и в связке с интересами потенциальных партнеров. Результаты Школы легли в основу состоявшейся в рамках форума дискуссии, а некоторые из кураторов, непосредственно принимавших в ней участие, поделились своим практическим опытом.

Во встрече приняли участие Елена Ищенко, главный куратор Центра современного искусства «Типография» в Краснодаре, Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина, Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства, комиссар проекта NEMOSKVA, Яна Гапоненко, руководитель Владивостокской школы современного искусства, Николя Люччи-Гутников, куратор центра Жоржа Помпиду, и Станислав Каспаров, директор обеспечения поддержки бизнеса в регионах присутствия ООО «СИБУР». Модератором встречи выступил руководитель научно-методического отдела Государственного центра современного искусства Антонио Джеуза.

«У нас появилась прекрасная традиция представления NEMOSKVA на Санкт-Петербургском форуме, – отметила Алиса Прудникова в ходе дискуссии. – В прошлом году мы отчитывались о путешествии по Транссибу. Именно эта поездка, эта авантюрная история дала много пищи для развития проекта дальше. Большая концептуальная удача NEMOSKVA в том, что это проект “in progress” – то есть мы никогда не стоим на месте. Реализуя один этап, мы делаем выводы и переходим к другому. Нами движет внутреннее желание сделать искусство регионов более видимым. У NEMOSKVA два направления – помимо проектов внутри страны, мы осуществляем проекты, которые говорят о наших регионах за пределами России. Например, в 2019 году прошла выставка «Двенадцатый часовой пояс» на площадке Центра изящных искусств BOZAR, рожденная благодаря нашему грандиозному путешествию и вдохновленная масштабами страны, охватывающей 11 часовых поясов».

В рамках дискуссии опытом создания практического курса для кураторов музеев поделилась Яна Гапоненко, руководитель Владивостокской школы современного искусства: «Идея сделать кураторскую школу появилась у нас год назад. Вместе с новосибирским филиалом Гёте-института мы воплотили нашу идею в жизнь: пригласили куратора из Франции и организовали две недельные сессии – одна прошла осенью, вторая будет в марте. Могу сказать, что многим кураторам сегодня не хватает практического умения делать выставки – у них недостаточно опыта реализации идеи в пространстве, поэтому, запуская наш образовательный курс, мы ставили себе целью дать кураторам этот опыт. В рамках обучения 15 студентов из Сибири и Дальнего Востока разрабатывали макеты пространства и вписывали туда свои идеи. Обучение получилось очень практическим».

Кураторская школа существует и на Юге России. При ее создании Елена Ищенко, Главный куратор Центра современного искусства «Типография» в Краснодаре, ориентировалась на актуальные проблемы кураторской профессии именно в этом регионе. «Я смотрю на ситуацию на Юге России и вижу, что всегда есть художники, чьи практики можно назвать современным искусством, но людей, которые могли бы эти практики осмыслить и оформить, – нет, – отметила Ищенко. – На эту проблему мы и ориентировались при создании нашей кураторской школы. Мы хотели уйти от выставочного формата репрезентации и подойти к исследованию, сосредоточившись в первую очередь на развитии локального контекста. Цель была не просто пробудить интерес к исследованию, но и научить коллективной работе, выработать способность к критической мысли и совместному производству знания».

Свой взгляд на особенности кураторского дела в регионах России представил Николя Люччи-Гутников, куратор центра Жоржа Помпиду, который принимал непосредственное участие в школе NEMOSKVA полтора года назад. «Я считаю, что на данном этапе информация между регионами России циркулирует недостаточно хорошо, – заметил Люччи-Гутников. – Наблюдается дефицит знания о международном искусстве и о том, как попасть в профессиональное сообщество. Поэтому сейчас для проекта NEMOSKVA приоритетно образование, ведь задача куратора – соединять знания по истории искусства и о том, как работает система искусства».

Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина, рассказала подробнее о тех проектах, которые реализует Фонд Потанина для продвижения современного искусства и кураторского дела в России. «В ходе диалога мы стали смотреть и на проект NEMOSKVA, и на кураторские школы через призму отдельных кейсов. А что лежит за их пределами? Жизнь многообразна и нужно понимать, как эти кейсы можно тиражировать. Мы работаем с музеями 20 лет, и видим, что сформировалась достаточно сильная региональная сеть. Регионы предлагают интересные современные практики, о которых мы, к сожалению, зачастую просто не знаем. NEMOSKVA – не просто знакомство с международными экспертами, это и знакомство локальных экспертов друг с другом», – отметила Оксана Орачева. – Сегодня мы много говорим о социальной роли современного искусства, оно становится связующим звеном между прошлым и будущем. В своих конкурсах мы уделяем большое внимание новой роли музея в жизни сообщества. Культура и музей становятся драйверами регионального развития, их потенциал огромен. Главное – превратить их в новые точки роста».

В заключение беседы выступил Станислав Каспаров, директор обеспечения поддержки бизнеса в регионах присутствия ООО «СИБУР»: «Кадровая ситуация в регионах не очень хорошая. Люди уезжают из регионов, когда не видят в них для себя смысла, – прокомментировал Каспаров. – Проект NEMOSKVA – проект создания этих смыслов. В регионах идеи есть – это правда. Если раньше мы ставили для себя цель партнерства со столичными проектами, то сейчас изменилась ситуация. Чего не хватает? По своему опыту могу сказать, что этим идеям не хватает управленческих компетенций, люди не понимают, как упаковать идеи в практику. Наша задача – формировать образовательную среду. И опять реверанс в адрес NEMOSKVA – проект позволяет нам работать в управляемой культурной повестке, и те практики, которые реализуются в этом проекте, помогают людям думать. А нам очень нужны люди, готовые к рефлексии и созданию смыслов».

4
3
2
1
4
3
2
1

Другие новости

Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Подведены итоги пятого цикла конкурса «Музей 4.0»
02 августа 2022

География конкурса продолжает расширяться

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в «Дискуссии о культурной функции внутри промздания»
11 июля 2022

Дискуссия состоялась в рамках выставки «Москва без окраин. Преображенка», организованной Музеем Москвы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Руководитель Фонда Потанина приняла участие в круглом столе «Создание единой музейной экосистемы, ориентированной на формирование сообществ»
16 июня 2022

Мероприятие стало частью программы Первой Байкальской ассамблеи музеев Дальнего Востока

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина принял участие в Первой Байкальской ассамблее музеев Дальнего Востока
15 июня 2022

Мероприятие проходило с 15 по 18 июня в Улан-Удэ

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Фонд Потанина определил победителей «Индустриального эксперимента»
01 июня 2022

Общий объем грантовой поддержки превысил 67 млн рублей

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Итоги VI конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол»
31 января 2022

Победителями стали 12 участников из 10 городов России

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Изменения графика конкурса «Индустриальный эксперимент»
20 января 2022

Заявки принимаются до 10 февраля 2022 года

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Стартовал новый цикл конкурса «Музей 4.0»
24 декабря 2021

Победители конкурса получат гранты в размере от 2 млн до 5 млн рублей на реализацию общественно значимых проектов

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Панельная сессия «Политика культурных изменений» на конференции «Музей в городе – город в музее»
10 декабря 2021

Организатором мероприятия выступил Музей Москвы

#Музей без границ
Объявлены имена финалистов стипендиального конкурса
Дискуссия «Музей. Сила места»
10 декабря 2021

Мероприятие прошло 9 декабря на площадке Центра Гиляровского

#Музей без границ