Текст новости
Исследование проведено Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор» при поддержке Центра развития филантропии Фонда Потанина.
«Исследование продолжает деятельность Центра развития филантропии по изучению вопросов, связанных с перспективами российского некоммерческого сектора. Цифровизация НКО обычно свидетельствует об их прогрессивности, однако количество НКО, которые условно можно назвать цифровыми, очень невелико. Это связано в том числе с проблемами на уровне стратегического целеполагания. Одним из интересных выводов исследования стало то, что подавляющее большинство опрошенных НКО (более 40%) рассматривает цифровизацию как способ повысить свою открытость и укрепить репутацию, и лишь немногие рассматривают эффекты цифровизации с точки зрения роста объемов привлекаемых средств (7%). Кроме того, мы увидели, что пандемия стала толчком к освоению новых технологий в очень ограниченном масштабе. При этом больше всего пострадали организации с относительно низким уровнем цифровизации, что говорит об усилении цифрового неравенства в некоммерческом секторе», – отметил Директор Центра развития филантропии Фонда Потанина Роман Склоцкий .
Исследование включало в себя качественный и количественный этапы. В рамках качественного этапа было проведено 40 интервью с экспертами и представителями некоммерческих организаций. Количественный этап позволил сравнить результаты по 412 опрошенным НКО.
Результаты исследования показали, что цифровизация НКО в основном понимается как применение цифровых технологий для повышения эффективности работы НКО и достижения ее социальной миссии. Было определено три кластера НКО с точки зрения уровня их цифровизации: лидеры с высоким уровнем цифровизации (13%), догоняющие, средний уровень (71%) и отстающие, низкий уровень (16%). При этом 66% НКО задействуют в работе одновременно 10 и более IT-решений, 76% НКО осознают необходимость цифровизации, но только 25% имеют средства для успешной реализации планов по цифровизации – к их числу относятся в основном фандрайзинговые фонды.
В ходе исследования было выявлено пять ключевых аспектов, на развитие которых НКО стоит обратить внимание: продвижение в соцсетях, использование цифровых технологий в фандрайзинге, навыки работы с данными, знание существующих цифровых продуктов и сервисов, создание и развитие собственных цифровых продуктов.
Оказалось, что в развитии цифровизации значимую роль играют IT-волонтеры – 31% опрошенных НКО обращались к их услугам. Стимулы к внедрению технологий отличаются среди некоммерческих организаций с разным уровнем цифровизации: НКО-лидеры в большей степени ориентированы на внутренние стимулы, в то время как для НКО с низким уровнем цифровизации более актуальны внешние стимулы в виде инфраструктурной поддержки.
В процессе исследования особое внимание уделялось барьерам на пути к цифровизации. В основном они воспринимаются НКО не как непреодолимые препятствия, а как затруднения, которые организации в большинстве случаев могут разрешить своими силами. Были определены разные барьеры для разных категорий НКО. Для НКО-лидеров такими барьерами стали отсутствие пакетных решений и неготовность сотрудников перестраивать свою работу. Для НКО-догоняющих – дефицит финансирования. Главные барьеры для НКО-отстающих: недостаток цифровых компетенций, непонимание, что даст цифровизация, отсутствие инициативы со стороны руководителя, недостаточное знание рынка цифровых решений. Также были выявлены и стимулы, которые могут поддержать НКО в процессе цифровизации.
На основании материалов исследования выработаны конкретные рекомендации для НКО по цифровой трансформации, а также рекомендации для других игроков некоммерческого сектора по содействию цифровой трансформации и общему развитию инфраструктуры.
Button Previous
Button Next