Мы используем файлы cookie для информирования о своей деятельности, а также для иных целей, описанных в Политике конфиденциальности. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.
Интервью Зельфиры Трегуловой и Елизаветы Осетинской в рамках проекта «Приближая будущее»
Кризис не только подорвал экономику, но и изменил гуманитарную сферу жизни общества. Об этих изменениях основатель The Bell и проекта «Русские норм!» Елизавета Осетинская поговорила с генеральным директором Государственной Третьяковской галереи, искусствоведом и куратором международных музейных выставок Зельфирой Трегуловой. Этот диалог — продолжение проекта «Приближая будущее».
— Вам этот период, конечно, дался не просто, как и всем музеям. Как вы лично адаптировались к этой ситуации, в какой точке она вас застала?
— Застала, наверное, с одной стороны, неожиданно, потому что еще в середине февраля мы не очень понимали, насколько серьезна ситуация, которая надвигалась на весь мир. Но при этом у нас была, конечно же, возможность общаться с нашими коллегами за рубежом. Там все карантинные меры вступали раньше, чем у нас, поэтому знание того, перед чем мы встанем и что нам предстоит, серьезно нам помогло.
Мы сумели невероятно быстро сгруппироваться, и до закрытия музея 18 марта нам удалось подготовить довольно большой блок материала, который мы потом использовали в своих онлайн-программах. Мои коллеги, честно, работали день и ночь, без перерыва. Мы записали 18 программ, посвященных тому или иному произведению экспозиции в Лаврушинском переулке. Мы продолжали монтировать и заканчивали монтаж фильмов о современных художниках, о классиках современного искусства из серии «Художник говорит», которую мы делали раньше и которую представляли в нашей гостиной «Арзамас» и на наших сетевых ресурсах.
Главное, что нам удалось сделать, и здесь огромная заслуга нашего партнера Сбербанка, — это буквально в последние 2–3 дня перед тем, как мы лишились возможности заходить в музей, мы сняли тот фильм, о котором потом очень много говорили, который набрал более миллиона просмотров. Это фильм «Третьяковка» со Шнуром, который мы снимали так же нон-стоп в течение двух дней. Этот разговор об искусстве перед главными полотнами русских художников носил абсолютно свободный, импровизационный характер. Мы не проговаривали то, о чем мы будем говорить. Мы не заучивали заранее какой-то текст. Мы оказывались перед тем или иным полотном и начинали вслух думать, рассуждать, обмениваться мнениями так, что зрителю кажется, что он стоит прямо за нашими спинами и что он сам участвует в этом процессе рождения и формулировки незаезженных идей и концепций по поводу абсолютно всем известных художественных произведений.
— Если позволите, давайте об этом как раз подробнее поговорим. Во-первых, сама идея — классический музей и эстрадный персонаж вместе — это смелый ход. Во-вторых, все-таки сориентироваться в так быстро меняющемся мире, я вам скажу, даже не каждой крупной компании удавалось. Что-то подсказало вам этот ход, какая-то интуиция? Как вам пришла в голову такая идея?
— Вы знаете, это оказалась уникальная возможность реализовать то, о чем мы всегда мечтали. Вот вы включаете канал «Культура», вы видите директора музея, который рассказывает об искусстве. Все равно это в той или иной степени получается говорящая голова — на фоне картины или своего кабинета. А мне всегда хотелось попробовать зафиксировать живой и непосредственный, эмоциональный, очень индивидуальный разговор о русском искусстве, о великом искусстве. Долгие годы русскому искусству не уделялось то внимание и в России, и за рубежом, которого оно заслуживало. И вот наконец наши большие выставочные проекты последних пяти лет, на которые приходили по 500–600 тысяч человек, создали феномен, который назвали «очередью Серова». Это феномен исключительного внимания к великим русским художникам, которые теперь преподносятся совсем по-другому. С одной стороны, опираясь на какие-то серьезные научные изыскания, с другой стороны — с очень современным взглядом, с пониманием того, что сегодня нужно публике.
Проект со Шнуровым оказался той самой возможностью, когда можно было снять картины в Третьяковской галерее и разговор об этих картинах с таким невероятным качеством операторской работы, работы осветителей, режиссерской работы, которого я раньше не видела, по крайней мере в программах, посвященных Третьяковской галерее. Для меня это была возможность публично заявить о каких-то мыслях и идеях, которые я вынашивала давным-давно и которые изложены в маленькой книжечке «Выбор директора», которую мы сейчас выпускаем вместе с издательством Scala. Осенью она должна выйти как раз для тех, кто хочет прийти в музей и почерпнуть что-то, взять, открыть, схватить, чтобы получить какой-то ключ к пониманию того, перед чем ты стоишь. Это было реализацией мечты, а что касается рок- и поп-звезды, то это не первый наш опыт работы с Сергеем Шнуровым.
Мы снимали с ним несколько лет назад потрясающий, меньше минуты, клип о «Черном квадрате», который невероятно четко визуально формулирует, о чем эта картина. Я давно знала, что это очень образованный человек, очень начитанный, с двумя или даже больше высшими образованиями. И в перерывах между съемками мне было невероятно интересно разговаривать с ним. Вы не поверите, был разговор о книгах Аверинцева, о книжке Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». Назовите мне еще одну сегодняшнюю рок-звезду, которая может об этом разговаривать. И в разговоре с ним мне было интересно выступать оппонентом или подхватывать его мысль, идею. То есть это было совершенно чудесное взаимодействие, такой пинг-понг. Мне кажется, что здесь действительно был осуществлен настоящий прорыв в новом формате и в языке, которым мы сегодня должны разговаривать со зрителями. Я имею в виду язык достаточно высокоинтеллектуальный, не падающий в популизм, а с другой стороны, очень эмоционально окрашенный и понятный.
— Вообще, миллион просмотров сам за себя говорит. Это бесспорно успех, потому что в YouTube работает то, что действительно хорошо. Невозможно людей заставить смотреть. Там нет никаких скрытых метрик, есть только люди, которые пришли и смотрят.
— Достаточно сказать, что посещаемость наших ресурсов за время карантина увеличилась от трех до семи раз. Мы действительно постоянно выкладывали все новый и новый материал, прекрасно понимая, что искусство, культура, музеи, опера, драмтеатр, концертный зал — это то, что помогало каждому из нас выжить в эти действительно очень тяжелые недели и месяцы. Понимая, что мы закрыты, мы понимали также, что мы должны продолжать работать над всеми проектами, мы должны инициировать новые, мы действительно работали как проклятые, сидя в «зумах» с 10 до 19 вечера. Это была абсолютная работа на износ. И я думаю, что мы только через какое-то время поймем, какую высокую цену мы заплатили за то, что мы не остановились в своем движении, будучи закрытыми.
Я думаю, эта болезнь страшна не только тем, какое влияние вирус оказывает на человеческий организм, она страшна тем стрессом, напряжением и фобиями, во власти которых мы все находились в большей или меньшей степени. Но искусство на экране гаджета и вот эта сумасшедшая работа в какой-то степени помогали держаться на плаву, переключаться с того факта, что ты сидишь запертый в четырех стенах своей квартиры и не имеешь возможности даже пройтись по улице.
— Вам принадлежит фраза: «Когда ты находишься в ограниченных обстоятельствах, ты становишься гораздо более креативным». Могли бы вы привести какие-то конкретные примеры того, как проявлялась креативность, ваша и вашего коллектива, в эти моменты?
— Все обсуждения, проходившие онлайн, становились гораздо более результативными. Ты начинал лучше слышать другого. Когда организатор зума выключает звук у всех — это замечательно, потому что невозможно вступать в разговор, пока предыдущий оратор не закончит свою мысль. Люди стали больше прислушиваться друг к другу, они начали ценить это невероятно напряженное время в онлайне. На карантине научные сотрудники Третьяковской галереи подготовили такое количество интереснейших текстов, изданий, каталогов, которые мы никогда бы не смогли подготовить, находясь и работая в обычном режиме.
Что касается креативности, то здесь мне хотелось бы поговорить о той большой фундаментальной работе, которую мы провели за эти 3–3,5 месяца, пока находились на карантине. Это работа над эскизной стадией проекта реконструкции Крымского вала, которую мы вели вместе с архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, а также с Владимиром Плоткиным и московским архитектурным бюро «Резерв». Когда такой великий архитектор, как Рем Колхас, находится, точно так же как и мы, в своей квартире, не имея возможности выйти, его мысль фонтанирует так, что в какой-то момент возникает серьезная проблема — как вежливо сказать, что пора поставить точку. Когда человек находится в таких стесненных обстоятельствах, вся та креативность, которая обычно распределяется по множеству проектов и выходит вовне в общении, в поездках, во встречах, в переговорах, концентрируется в пространстве, в котором ты заперт, и происходит настоящий взрыв. Во всяком случае, если говорить о работе над этим проектом, это действительно был взрыв, и сейчас нам предстоит ввести его в какие-то более рациональные рамки.
— С точки зрения пользователя это тоже было уникальное время. Мне невероятно повезло съездить в Италию, пока многие ограничения еще сохранялись. Вы знаете, такого счастья посетителя музеев я в своей жизни еще не испытывала. Я увидела столько всего, на что в обычных обстоятельствах ушло бы лет десять. Это была уникальная возможность прикоснуться к искусству практически в одиночестве. Но, с другой стороны, это значит, что люди по-прежнему боятся возвращаться в музеи. Вы тоже это почувствовали?
— У нас все схоже с тем, что происходило за рубежом, в Европе, в Австралии, где музеи открылись и снова закрылись. Американские музеи начинают открываться только сейчас, ряд европейских музеев — тоже. Я знаю, что в Италии ряд крупнейших музеев перешли на работу только в течение первой половины. Мы открылись 2 июля, и в первый месяц к нам пришло всего 25% от нашей прежней публики — причем я сравниваю не с июлем 2019 года, когда у нас заканчивались выставки Репина и Эдварда Мунка, а с обычным зимним сезоном. Мы видели, что люди, конечно, очень осторожно возвращались в музеи, но они возвращались, потому что они испытывали в этом потребность.
Нам говорили: «Вот вы выбросили такое количество онлайн-материала, а вы не боитесь, что люди пресытятся этим и, когда вы откроетесь, они к вам просто не будут приходить?» Я, опираясь только на какие-то умозаключения, говорила: «Нет, мы не боимся». То, что мы людям давали, помогало им психологически выдержать тот стресс, в котором мы все находились.
Но теперь я каждый вечер получаю точную сводку и вижу, что день за днем в наши пространства приходит чуть больше человек. В августе мы вышли на уровень примерно в половину от обычного числа наших посетителей. Я могу привести цифры — 59 тысяч человек в июле побывали во всех наших пространствах, 101 тысяча человек — в августе. А в сентябре мы увидели то, чего не видели уже довольно давно, то, что является признаком успеха любой экспозиции, — очереди на выставку. Это была выставка «Русская сказка» Васнецова — интереснейший экспериментальный, иммерсивный, театрализованный проект для семейного просмотра, для взрослых и для детей.
— Сейчас есть две точки зрения: первая — что все вернется обратно в офлайн, вторая — что половина искусства останется в онлайне. Молодое поколение гораздо более адаптировано к онлайн-смотрению, онлайн-потреблению. Каков ваш прогноз?
— Это прекрасный вопрос. В период карантина мы включили все ресурсы и выдали очень много. Но нужно понимать, что все, связанное с онлайном, — это вложения. Ты не можешь делать это на коленке. И я говорю не о проектах вроде фильма со Шнуром или «Третьяковка» с Хабенским — это были совсем другие и гораздо более серьезные вложения со стороны Сбербанка. Я говорю о том, что сделали мы сами — это были вложения самого музея, из наших внебюджетных доходов, и, в общем, боюсь это признать, но этот ресурс мы за этот год исчерпали.
Это действительно серьезный вызов. Сейчас к нам возвращаются те, кто живет в Москве или может себе позволить приехать. Но мы прекрасно понимаем, что у многих людей сейчас совсем другие приоритеты — им трудно как раньше тратить деньги на то, чтобы летом привезти детей на каникулы и показать им музеи. Мы понимаем, что до сих пор огромная российская аудитория в российских регионах не может попасть в наши залы, поэтому мы продолжаем те онлайн-программы, которые мы делали перед пандемией. Но мы уверены, что они все равно не смогут заменить живого общения с искусством.
Может быть, я звучу как идеалист, но я думаю, что при всех возможностях современных технологий то, что мы предлагаем нашему зрителю, — это лишь введение в тот мир, в который он должен погрузиться, когда сам придет в залы и встанет перед тем или иным произведением искусства. Это касается не только музеев, это касается театров, концертных залов, опер.
Я сама была на первых двух концертах после пандемии в зале Чайковского, это были совершенно замечательные концерты. Первый — это выступление Дениса Мацуева, который играл концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Второй — опера «Сельская честь» под руководством маэстро Валерия Гергиева. То, что ты испытывал, сидя наконец в концертном зале, — это невероятное ощущение живой музыки, которое не заменит ни одно воспроизведение, сколь совершенной ни была бы сегодня техника и как бы потрясающе ни звучал оркестр у тебя в голове, когда ты слушаешь музыку в хороших наушниках.
— Пока я вас слушала, у меня возникла идея: если вы с помощью интерактивного формата для детей расскажете о какой-то картине, после такого интерактива встреча с этой картиной вживую будет волшебным «вау»-приключением. То есть путь к искусству удлинится, но связь будет гораздо крепче. Я подумала почему-то о «Явлении Христа народу», потому что это очень масштабная картина и там много о чем можно рассказывать.
— Абсолютно с вами согласна, и вы привели самый правильный пример. И наш рассказ о шедеврах Третьяковской галереи как раз начинается с картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наш разговор с Сергеем Шнуровым во время съемок тоже начинался с этой картины, а после окончания карантина у нас проходили съемки фильма с владыкой Иларионом — и снова на этой картине было сосредоточено большое внимание в его рассказе о том, как евангельские сюжеты претворяются в изобразительном искусстве.
— Вы говорите, что искусство — один из самых сильных антидепрессантов. Вы наблюдали наверняка в социальных сетях такое явление, как «изоизоляция». Как вы относитесь к этой форме и считаете ли вы, что подобные флешмобы пригодятся нам и в будущем?
— Мне очень понравился этот проект, хотя на предложение самой что-то придумать ответила отказом. Мне кажется, что в нем присутствуют три очень важных момента, которые помогали людям оставаться в позитиве. В целом за этими же ощущениями люди приходят в музей — за вдохновением, впечатлениями, которые подталкивают к серьезным размышлениям, а в результате развивают нас как личностей.
Во-первых, этот проект был проявление той внутренней креативности, которая есть у каждого из нас. Но эта креативность соотносилась напрямую с изобразительным искусством. Его участники погрузились полностью в рассматривание произведений искусства с тем, чтобы подобрать тот образ, в котором они сами хотели бы предстать.
Во-вторых, все мы, прекрасные дамы, сидели со своим серьезным, подобранным на разные случаи жизни гардеробом, три месяца дома, никуда не выходя. Сидели в майке и в свободных спортивных костюмах — даже когда ты выходил в зум, ты мог остаться в этих же спортивных брюках, просто наверх на ту же майку накинуть пиджак или джемпер. Но выход в свет – это важная составляющая нашей жизни. А этот проект позволил использовать все, что нашлось в гардеробе, чтобы создать какой-то образ, преобразиться и выйти из этого состояния, когда ты все время в спортивном костюме и майке. В этом присутствовал игровой момент, которого нам так не хватало, и момент живого общения, когда ты выкладываешь это онлайн и начинаешь получать отклики и реагировать на них.
На самом деле нам еще предстоит оценить те травмы от отсутствия общения, возможности посмотреть в глаза, просто прикоснуться к своему близкому. Я провела карантин со своей дочерью, я ни разу ее не обняла, ни разу не поцеловала, ни разу к ней не притронулась, потому что я понимала, что, увы, этого делать не надо. Поэтому эта игра, возможность немного похулиганить и посмеяться, обменяться впечатлениями с большим кругом людей — все это было очень важно. К сожалению, как у всякой идеи, у нее есть пределы, и мне кажется, в какой-то момент она стала немного выдыхаться. Но в целом такие идеи — это очень положительная история. Я про новый карантин стараюсь не думать, но, если нас ждут повторные ограничения, надеюсь, люди сумеют придумать еще что-нибудь очень остроумное и веселое.
— Я раньше не задумывалась о том, что вся эта история нанесла нам всем коллективную психотравму, это все нам еще предстоит обдумать. А вот приглашение врачей в Третьяковку — это тоже часть терапевтической, психологической помощи и поддержки или это дань уважения? Что это для вас?
— Конечно, в первую очередь это дань уважения и благодарность. Мы прекрасно понимаем, как им всем досталось, как им было тяжело. Наша миссия — отдавать то, что мы храним, людям и зрителю. Мы все невероятно обязаны этим людям, и у нас есть возможность сделать для них что-то приятное — пригласить их как наших дорогих гостей с их спутниками, дать им возможность посетить наши залы, которые сейчас не заполнены, как раньше. Это то немногое, что мы можем сделать, чтобы поблагодарить врачей.
Несмотря на сложные финансовые обстоятельства, мы долго размышляли над тем, продолжать ли нам пускать бесплатно детей и подростков, молодых людей до 17 лет или все-таки просить эту категорию наших зрителей платить за вход хотя бы какие-то льготные деньги. Для этой категории посетителей Министерство культуры покрывает нашу упущенную выгоду, но наша молодая аудитория была так активна, что эту квоту мы выбрали за первые месяцы года, еще до карантина. Мы долго думали, как быть, ведь наши расходы до сих пор превышают наши доходы, — и тут надо сказать спасибо правительству и Министерству культуры, что и музеи, и театры, и филармонии поддержали в том, чтобы мы продолжали платить своим сотрудникам ту же зарплату, которую платили раньше. В общем, мы долго обсуждали этот вопрос, но в конце концов приняли решение, что до конца года мы сохраняем эту льготу для всех, кто не достиг 18 лет, потому что нам очень важно, чтобы они продолжали приходить в музей, нам очень важно, чтобы они, вдохновленные тем, что мы делали онлайн, могли свободно прийти к нам. Работа с медиками – это то же самое.
— Вы говорили, что в искусстве должно быть многоголосие, и вы всегда выступаете за объективную позицию. Но сейчас общество сильно поляризовано, и классическому музею сложно показывать всю многогранность жизни. Собственно ничего нового — мы знаем, что картины Николая Ге, к примеру, в свое время, когда Третьяковка еще была музеем современного искусства, были закрыты от публики. Сейчас легко себе представить, какая была риторика тогда...
— Риторика была простая — эти вещи были просто запрещены цензурой, которая существовала в России до 1917 года. Когда эта система была разрушена, Павел Михайлович Третьяков, которому, насколько я понимаю, работы Николая Ге не очень нравились, понимая, что это тем не менее очень важные, принципиальные для русского искусства произведения, может быть, в чем-то опережающие свое время, счел для себя необходимым купить их. И при жизни Павла Михайловича Третьякова они висели действительно закрытыми черными коленкоровыми занавесками.
— Это отчасти касается и передвижников, которые тоже были современным искусством.
— Да, это были современные художники, которых тоже очень серьезно критиковали, но это всегдашняя ситуация. Это действительно очень сложная задача — стараться быть объективным и не поддаваться какой-то позиции, которая была бы, как я это называю, «партийной». Я хотела бы привести в качестве примера такой попытки объективного анализа две наши недавние выставки. Одна называлась «Некто 1917», мы показывали ее в 2017 году, отмечая столетие октябрьских событий 1917 года. Мы захотели воспроизвести в наших залах коллективный разноголосый хор художественных высказываний 1917 года и сделать этот срез максимально объективным.
Моим коллегам, в частности Ирине Вакар, одному из лучших в мире специалистов по русскому авангарду, очень хотелось показать значимость работ художников русского авангарда. Но одновременно мы понимали, что авангард на тот момент был лишь небольшой частью этого многосоставного, многоголосного художественного высказывания. К сожалению, эта выставка недополучила своего зрителя, потому что, вероятно, многие предположили, что она просто посвящена революции. Но она была посвящена искусству в 1917 году, которое начало прозревать какие-то невероятные драмы, трагедии и катаклизмы. При этом у всех художников того времени — художников авангарда, классических художников старой волны, представителей Серебряного века или таких художников, как Кузьма Петров-Водкин или Михаил Нестеров, было только одно общее место — нежелание фиксировать действительность, те революционные события, которые происходили у них за окнами. В составе выставки было буквально четыре-пять произведений, связанных с актуальными событиями, что еще раз подтверждает тот факт, что искусство — это не документальная фотография, это сложнейшие рефлексии.
Вторая попытка объективного подхода, подхода вне банальных, устаревших, скучных представлений о том или ином художнике, — это наша ретроспектива Ильи Репина, которая, на мой взгляд, стала настоящим прорывом в изучении творчества не только этого художника, но и всех художников-передвижников. К сожалению, мы существуем сейчас в ситуации искусствоведческого вакуума: из-за очень серьезной идеологической нагруженности искусствоведческих текстов 50–70-х годов авторы сознательно обходили или старались не видеть в творчестве этих художников то, что выходило за рамки принятой точки зрения. Она заключалась в том, что передвижники — это критика язв современного им буржуазного общества. Но, когда ты сегодня смотришь на Репина и в целом на передвижников, ты понимаешь, что это искусство, к которому многие долго и незаслуженно относились с каким-то пренебрежением — скучно, неинтересно.
— Такая школьная программа...
— Да, и вообще будто бы не искусство это. Но это абсолютно не соответствует истине. Так вот Третьяковская галерея — это действительно галерея демократического искусства 60–90-х годов, она оставалась такой вплоть до смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году. Он всегда старался собирать все самое главное, важное и лучшее, покуда Александр III не вознамерился создать в Петербурге Императорский национальный музей, который и стал мощнейшим конкурентом Павла Михайловича в покупке работ современных художников. Сегодняшние научные сотрудники Третьяковской галереи очень серьезно и глубоко на протяжении последних десятилетий изучают творчество передвижников и самых ярких крупных фигур. И вы видите, что все выставки, посвященные искусству художников этого времени, каждый раз представляют этого художника с совсем новой точки зрения, являясь шагом и очень серьезным заявлением, формулирующим уже новую современную историю русского искусства.
В Репине при внимательном изучении, рассмотрении, исследовании выявилось многое из того, на что мы раньше совсем не обращали внимания. Например, что русское искусство этого времени на самом деле погружено в ту же проблематику, в которую погружено творчество величайших писателей того времени. Я в первую очередь имею в виду Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Всюду в мире и в стране признано, что творчество этих писателей — это вершина развития мировой литературы, а не только русской литературы. Эти люди вскрыли такие глубины человеческого сознания, что это звучит современно до сих пор, хотя их герои в кринолинах говорят по-французски, как в начале «Войны и мира». Но в тех же передвижниках раньше предпочитали не замечать эту духовность и апелляцию к вечным евангельским истинам.
Возьмем, к примеру, картину «Не ждали», которую современники воспринимали как парафраз «Явления Христа народу», ведь Александр Иванов был для всего русского искусства второй половины ХIХ века мощнейшим ориентиром. Это парафраз истории и притчи о блудном сыне и многое, многое другое. Это гораздо более сложные смыслы, чем принято было считать, это такая картина-загадка — там на стене рядом с с портретами Тараса Шевченко и Некрасова висит распятие, две литографии, одна из которых изображает Александра II на смертном одре, а вторая — «Голгофу».
— То есть речь о цареубийце?
— Мы не знаем, что это за человек, за что он оказался на каторге. Мы не знаем, кто эта женщина за фортепиано, но можем предположить, что поднявшаяся пожилая женщина — это мать, мальчик и девочка — дети, но все равно мы не знаем, что было до, и мы можем только предполагать, что будет через секунду. Репин фиксирует вот эту сложность, многозначность момента, и этим замечательна эта картина и сам художник, который является невероятным, величайшим живописцем всех времен и народов.
Наша выставка показала, что это крупнейшее имя в европейском искусстве второй половины ХIХ века. Мы также показали его поздние работы, к которым многие критики относились достаточно сдержанно, но теперь мы видим в них глубочайшую духовность, сосредоточенность на личных вопросах, мучительный поиск истины, так же как у Николая Ге или Федора Михайловича Достоевского.
Наконец, эта выставка доказала, что Репин был еще и невероятный провидец. Мы показали совершенно удивительные эскизы к его картине, посвященной манифестации 17 октября 1905 года, написанной в 1907–1911 годах, когда еще было далеко до революционных событий октября 1917 года. На них по небу летят джентльмены в черных фраках и дамы в черных платьях, которые в какой-то момент превращаются в страшное воронье.
13 октября эта выставка должна была открыться в Petit Palais в Париже, потом она должна была поехать в Хельсинки, в музей Ateneum. Обе выставки, к сожалению, пришлось перенести на более поздний срок.
Это ответ на ваш вопрос про стремление быть объективными и стремление попробовать сделать так, чтобы картина сама разговаривала со зрителем. Картина, экспозиция, подбор вещей сами подводят публику к совершенно новым открытиям и новым точкам зрения, заставляют не проходить мимо, скользя глазом, а действительно проникнуться и погрузиться.
— А теперь несколько вопросов от наших зрителей. Изоляция, ограничения в количестве посетителей музеев показали необходимость работы онлайн. Нужна ли для этого переподготовка музейных работников?
— Я думаю, чему мы научились, так это умению преподносить свой материал в более сжатой, сконцентрированной, яркой, понятной форме, которая интересна современному зрителю, молодой и детской аудитории. Конечно же, мы все прекрасно понимали, что поиск подобного формата, языка и манеры разговора — это насущная необходимость, и мы не можем думать о будущем, не понимая, что мы должны изменить вот эту интонацию разговора с людьми. Это мы поняли, этому мы научились. Благодаря этому появились наши образовательные платформы, в том числе и совершенно замечательный образовательный портал «Лаврус», сделанный на средства наших партнеров и друзей, над которым мы работали с высокопрофессиональной командой студии Артемия Лебедева. Этот образовательный ресурс очень отличается от тех материалов, которые обычно располагаются на музейных сайтах.
— Какова роль в современном мире небольших местных краеведческих музеев. Я сама часто в небольших городах смотрю за энтузиастами, которые поддерживают эти музеи, там мало посетителей, там очевидно мало денег, но они хранят в себе порой совершенно уникальные вещи. Как вы оцениваете их положение, особенно сейчас?
— Я абсолютно согласна с вами в том, что эти музеи в большинстве случаев хранят и показывают уникальный материал и что эти музеи при грамотном руководстве и умении находить деньги на трансформацию могут становиться градообразующими. Яркий пример — Елабуга, маленький город, который навсегда связан с Мариной Цветаевой, музей его просто трансформировал. Еще примеры — Коломна или Владивосток, где мы работаем вместе с нашими коллегами из Эрмитажа и музея Востока над созданием музейного центра. Я, впервые приехав во Владивосток, зашла в музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Им руководит Виктор Шалай — замечательный, на мой взгляд, директор. Cейчас музей федерализирован, объединен с Владивостокской крепостью. Я никогда прежде не видела столь интересной экспозиции, которая бы рассказывала о жизни этого удивительного края так захватывающе. Причем, глядя профессиональным взглядом на то, как сделана эта экспозиция, я понимаю, что туда вложена невероятная креативность, но совсем небольшие деньги. И мне кажется, что это очень важно и нужно сделать все, чтобы региональные власти обращали внимание на эти музеи. Если мы говорим о сохранении памяти и культуры, то иногда она бывает сконцентрирована именно в таких местах.
— Что вы лично для себя извлекли из всех этих испытаний последнего времени?
— Невзирая на то, что к моменту закрытия музея я руководила Третьяковской галереей уже пять лет, эти три месяца стали для меня настоящим открытием того, с какими людьми я работаю. Это была работа, когда каждый виден. Тут не скроешься — «я пошел к художнику в мастерскую, я пошел на ту территорию…» Это было в какой-то степени откровением, насколько все сконцентрировались на том, чтобы устоять, не откатиться, насколько все выкладывались и вкладывались. Наверное, эта ситуация дала толчок той энергетике, тем возможностям, тому потенциалу, который в этих людях был и который я, возможно, каюсь, не видела, а может быть, они и сами не отдавали себе отчета в том, что могут невероятно много. И вот этот опыт был для меня крайне важным.
В партнерстве с «Делойт» в СНГ мы приглашаем представителей НКО принять участие в исследовании оценки зрелости организаций
Программу представляют Музей-заповедник «Царицыно» в партнерстве с Фондом Потанина и фестивалем «Золотая Маска»
Она прошла при поддержке Минспорта России и была приуроченной к учрежденному Генассамблеей ООН Международному дню спорта на благо развития и мира
На портале активирована функция для заключения договоров с победителями конкурса на получение именной стипендии
Она организована Фондом Потанина при поддержке Министерства спорта Российской Федерации
Интервью снято в рамках совместного проекта РБК и Фонда Потанина «Не про деньги»
Приглашаем к участию в форуме!
Его цель – развитие культуры добровольчества как важнейшего инструмента взаимодействия музея и общества
Стали известны имена преподавателей вузов, которые получат гранты в рамках Стипендиальной программы Владимира Потанина
Сотрудники Фонда приняли участие в ежегодной конференции Министерства экономического развития России
Авторы благотворительных проектов в России пытаются помогать природе, территориям и людям через спортивные инициативы — о том, как они это делают, рассказывают «Известия»
Cрок заключения договора продлен до 15 апреля 2021 года
«Филантроп» публикует большой материал на тему социального спорта, нашей новой программной деятельности
Вебинар «Филантропия в странах БРИКС: уроки COVID-19» прошел в онлайн формате
20 марта отмечается Международный день счастья. Научный руководитель проекта по исследованию влияния локальной культуры на личное благополучие Михаил Лурье дал нам интервью
Мы продлеваем сроки спортивного конкурса и увеличиваем грантовый фонд
Начинается регистрация на конференцию «Спорт и общество: открытый разговор»
Форум, организованный Forbes.Congress, собрал на одной площадке представителей некоммерческого сектора, бизнеса и государственных деятелей
ИКОМ и Фонд открывают регистрацию на курс для музейных специалистов
Интервью снято в рамках совместного проекта РБК и Фонда Потанина «Не про деньги»
Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2020/2021
Мы продлеваем прием заявок на конкурс через новый портал
Делимся результатами независимого исследования о характере взаимодействия Фонда с грантополучателями и партнерами, а также кейсом, подготовленным агентством «Стратегические коммуникации»
Победителями стали 30 руководителей музеев со всей страны
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ в 2021/22 учебном году
Фестиваль пройдет в рамках форума «Эндаументы 2021. Больше, чем деньги»
Конкурс на предоставление грантов преподавателям магистратуры – часть Стипендиальной программы Владимира Потанина
Фонд внес изменения в конкурсный график и продлил прием заявок
Интервью снято в рамках совместного проекта РБК и Фонда Потанина «Не про деньги»
Программа, ориентированная на лидеров филантропии, реализуется Фондом Потанина и Европейским центром фондов
Конкурс является частью Стипендиальной программы Владимира Потанина
В график конкурса на участие в семинарах Школы музейного лидерства внесены изменения
Интервью с генеральным директором Фонда Потанина по итогам года
Фонд Потанина запускает новый электронный ресурс о музейном волонтерстве
Почему культура — единственный способ оставаться людьми, как государство должно поддерживать искусство и зачем помогать молодым
Фонд Потанина начинает принимать заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Исследование состояло из экспертных интервью, изучения кейсов конкретных НКО и массового опроса, в котором приняли участие 290 руководителей НКО (88% - регионы, 12% - Москва)
Представлены результаты исследования перспектив развития российской магистратуры
Диалог Александра Аузана и Елизаветы Осетинской — продолжение совместного с The Bell проекта «Приближая будущее»
Фонд подвел итоги финального, восьмого цикла конкурса
Конкурс на предоставление грантов преподавателям магистратуры – часть Cтипендиальной программы Владимира Потанина
Заявки принимаются до 18 января 2021
Центр развития филантропии открывает новое направление работы – издательскую деятельность
Состоялась церемония награждения победителей конкурса профессионального мастерства для журналистов и СМИ в сфере культуры
Мы рады объявить о новых мерах поддержки грантополучателей в связи с продолжающейся пандемией коронавируса
Аналитика по итогам круглого стола, состоявшегося в Общественной палате РФ
В конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма» победило 57 человек
Экспертный совет определил 33 победителя из 23 регионов: 15 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 18 в номинации «Музей. Культура. Новая форма»
В его фокусе – тема инвестиционной привлекательности социальных инициатив, а также тенденции в формировании финансовых стратегий эндаументов.
Программа дня была посвящена теме развития целевых капиталов в социальной сфере, а также вопросам построения долгосрочных стратегий в нестабильном мире
В его фокусе – роль целевых капиталов в развитии культуры и искусства, поиск новых условий для междисциплинарных партнерств, а также специфика фандрайзинга и построения взаимоотношений с донорами
Комментарий генерального директора Фонда Оксаны Орачевой
Он был посвящен теме вовлечения студентов и выпускников в работу фондов целевого капитала университетов
Фонд и Московская школа управления СКОЛКОВО при поддержке Министерства экономического развития РФ объявляют о старте IV Международного форума «Эндаументы 2020. Пространство Соучастия»
Новый портал готов к приему заявок на стипендиальный конкурс
Интервью Инди Джохара и Светланы Миронюк в рамках проекта «Приближая будущее»
Определены 14 победителей
Экспертный совет конкурса определил 9 организаций-победителей из разных регионов страны
В Благосфере представлены результаты исследований социального проектирования в спорте
В интервью ТАСС генеральный директор фонда Оксана Орачева рассказывает, почему мы обратились к спорту, и в чем его роль в общественной жизни
Заявки принимаются до 23 декабря 2020 года
Совместная образовательная инициатива Фонда и МШУ СКОЛКОВО «Музей. Сила места» представила свой кейс перед участниками конференции EFMD
Конкурс «Общее дело» продлен на два дополнительных конкурсных цикла
Генеральный директор Фонда Потанина на конференции Форума Доноров объявила о продлении антикризисной поддержки некоммерческих организаций
«Практики личной филантропии и альтруизма» направлены на поддержку личных инициатив по распространению лучших благотворительных практик в разных городах страны
В Общественной палате Российской Федерации обсудили действия НКО и волонтеров в условиях второй волны COVID-19
Конференцию проводят Университет Лобачевского в партнерстве с Фондом с 15 по 27 октября 2020 года
«Школа музейного лидерства» – это серия образовательных мероприятий, ориентированных на развитие межсекторного, межрегионального и международного взаимодействия в сфере культуры
Ими стали восемь некоммерческих организаций из Москвы, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга
Конкурс на получение именной стипендии – часть Cтипендиальной программы Владимира Потанина
2 октября Фонд открывает новый сезон Программы, направленной на системную поддержку студентов и преподавателей магистратуры
Конференция организована журналом «Эксперт-Урал» и аналитическим центром «Эксперт»
Форум был посвящен роли межотраслевого сотрудничества в достижении целей устойчивого развития
Открыт прием заявок на V межрегиональный конкурс профессионального мастерства для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Оно посвящено изучению происходящих изменений в российской магистратуре в связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19
Интервью Гейл Лорд и Светланы Миронюк в рамках проекта «Приближая будущее»
Объявлены победители второго цикла конкурса «Школа филантропии» в номинациях открытого конкурса и конкурса по приглашению.
В серии дайджестов собраны тренды волонтерской деятельности в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19, описаны успешные кейсы и практические рекомендации
Мероприятие состоялось 4 сентября 2020 года на площадке пресс-центра ТАСС и объединило ведущих российских и международных экспертов в сфере образования
Данные рейтинга позволяют судить о состоянии социальной и академической среды университетов
Благодаря поддержке Фонда Потанина Центр «Культурный город» в Новосибирске развивает новое направление работы
Петербургский цирк нашел источник дополнительного финансирования своих социальных проектов благодаря победе в конкурсе «Общее дело»
Репортаж из цикла публикаций о победителях конкурса «Общее дело»
Репортаж из цикла публикаций о победителях конкурса «Общее дело»
Ими стали 5 региональных некоммерческих организаций
Мы продолжаем рассказывать о победителях конкурса «Общее дело»
Рассказываем об одном из победителей антикризисного конкурса «Общее дело»
Они пройдут обучение по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского Международного Олимпийского Университета
Интервью взято в рамках проекта «Приближая будущее», который реализуется Фондом в партнерстве с The Bell и представляет собой серию онлайн-бесед о том, как расти и развиваться НКО после эпидемии коронавируса
Фонд Потанина подвел итоги июльского цикла
Рассказываем об одном из победителей антикризисного конкурса «Общее дело»
Поправки в федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» приняты в Госдуме в третьем чтении
Экспертный совет конкурса определил 19 победителей: 7 в номинации «НКО. Технологии эджайл» и 12 в номинации «Музеи. Культура. Новая форма»
Проект реализуется Фондом в партнерстве с The Bell и представляет собой серию онлайн-бесед о том, как расти и развиваться НКО после эпидемии коронавируса
Пандемия внесла свои коррективы в расписание и планы: впервые программа Фонда прошла в онлайн-формате
Генеральный директора фонда Оксана Орачева дала интервью журналу «Театрал»
Руководство было подготовлено Всемирной ассоциацией поддержки грантодающих организаций (WINGS), переведено на русский язык по заказу Центра
16 организаций получат гранты по программе «Музей без границ»
Как мы реагируем на продление ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса
Фонд Потанина подводит итоги второго цикла конкурса «Общее дело», цель которого – оказать оперативную поддержку НКО и учреждениям культуры, столкнувшимся с серьезными трудностями из-за коронавируса
В форуме приняли участие представители 9 стран: России, Греции, Германии, Великобритании, Канады, США, Латвии, Франции, а также Австралии
В рамках очередного дня форума эксперты обсудили роль музея как драйвера устойчивого развития среды, особенности взаимодействия музеев и медиа в изменившихся условиях, а также рассмотрели арт-терапевтические программы
Второй день форума был посвящен глобальным вызовам 2020 года и адаптации к ним сферы культуры, процессам цифровизации, охватившим различные направления деятельности музеев
Учредитель фонда Владимир Потанин дал интервью газете «Коммерсант»
В этом году форум «Музейный гид» проходит с 26 по 29 мая в цифровом формате
Конференция стала возможна благодаря совместной работе грантополучателей Фонда Потанина: Екатерине Кургановой и Лилии Леоновой
22 мая прошла онлайн-встреча выпускников и студентов Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ)
Совместная образовательная инициатива Фонда и МШУ СКОЛКОВО «Музей. Сила места» заняла третье место в конкурсе EFMD Excellence in Practice в специальной номинации «Развитие экосистемы»
Фонд Потанина, фонд «Старость в радость» и музейно-творческий кластер «Коломенский Посад» объединились для участия в акции #ЩедрыйВторникСейчас
Подведены итоги первого цикла конкурса «Общее дело», направленного на оперативную поддержку некоммерческого сектора и культурной сферы в преодолении текущего кризиса
Экспертный совет определил 15 победителей второго конкурса «Музейный волонтер»
Внимание! В конкурсе «Музей 4.0» перенесены сроки проведения экспертизы и объявления победителей
Семинар прошел в рамках международной научно-практической конференции «Магистратура 2025 – cодружество стейкхолдеров. Строим будущее вместе»
В развитие масштабной инициативы Владимира Потанина по поддержке НКО в период нестабильности Фонд запускает новый грантовый конкурс
Ведущие представители некоммерческого сектора обсудили, как НКО реагируют на пандемию и какие профессиональные инструменты сыграют роль в успешном прохождении кризиса
Генеральный директор Фонда Оксана Орачева приняла участие в дискуссии из серии Philanthropy Backstage, организованной Центром «Благосфера» и компанией Deloitte CIS
Центр развития филантропии представляет обзор инициатив со стороны ведущих филантропических организаций мира в связи с COVID-19
Исследование проведено по заказу Центра развития филантропии
Фонд стал лидером среди корпоративных и частных благотворительных НКО, первое место среди фандрайзинговых благотворительных НКО занял благотворительный фонд «Русфонд»
Интервью взял директор Центра развития филантропии Роман Склоцкий
Руководитель Фонда Оксана Орачева приняла участие в традиционном круглом столе «Артгида»
Внимание! В конкурсе «Музейный волонтер» перенесены сроки проведения экспертизы и объявления победителей
Телеканал «Россия 1» в выпуске вечерних новостей рассказал о поддержке, которую оказывают предприниматели для борьбы с коронавирусом в России
Учредитель Фонда в интервью «Комсомольской правде» о поддержке НКО в период эпидемии
В рамках масштабной инициативы Владимира Потанина по поддержке некоммерческих организаций в период нестабильности Фонд запускает конкурс «Новое измерение» с грантовым фондом в 500 млн рублей
Фонд Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО провели онлайн-дискуссию о деятельности НКО в период нестабильности
Конкурс проводится однократно в течение семи месяцев с марта по сентябрь 2020 года включительно с приемом и рассмотрением заявок ежемесячно
Фонд запускает два новых конкурса по поддержке НКО в условиях неопределенности
Фонд подвел итоги зимне-весеннего цикла конкурса
Конкурс проводится для преподавателей магистратуры из 75 ведущих вузов России
В условиях неопределенности, вызванной эпидемией коронавируса, мы хотим обеспечить максимально комфортные условия, чтобы все задуманные грантовые проекты состоялись
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавируса по всему миру, и в соответствии с мерами, вводимыми мэром Москвы, мы вынуждены сообщить о переносе сроков проведения IV Международного форума «Эндаументы 2020. Пространство соучастия» с 26-27 марта на осень 2020 г.
Оксана Орачева выступила на пленарном заседании «Культура счастья: роль культурных институтов в благополучии всех и каждого»
Фонд представил возможные пути развития музеев в современном социокультурном контексте
В рамках конкурсной программы Фонд традиционно объявляет специальную номинацию на лучший волонтерский проект музея
Записано радиостанцией «Радио Культура» во время церемонии награждения лауреатов премии газеты The Art Newspaper Russia
В НИУ ВШЭ прошла Международная конференция «Спортивный кластер как центр притяжения городского сообщества — международный опыт и российские социальные инновации»
Учредитель фонда Владимир Потанин стал лауреатом ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад»
20 февраля в Совете Федерации состоялось заседание Совета по развитию социальных инноваций на тему «Фонды целевых капиталов – новые возможности для развития некоммерческих организаций»
Фонд Потанина объявляет победителей стипендиального конкурса
Практический курс по изучению и исследованию форм и возможностей сотрудничества музея и театра
В ходе исследования был разработан подход к определению инфраструктурных организаций, описаны их функции и критерии идентификации
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ
Об опыте частной поддержки культуры эксперты Фонда рассказали на форуме Culturalica в Екатеринбурге
С 1 января 2020 года ее размер составляет 25 тысяч рублей
Прием заявок продлится до 16 марта 2020 года
Коммерсантъ представляет традиционные рейтинги медиаприсутствия российской деловой элиты в материале «Лига выдающихся бизнесменов-7»
«Сообщество Фонда измеряется масштабами страны»
Проект реализуется в партнерстве с «Институтом театра. Образовательным проектом Фестиваля „Золотая Маска“»
Конкурс направлен на развитие профессиональной мобильности сотрудников российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Эксперты обсудили особенности экономического планирования музейной деятельности и ее взаимосвязь с социальным развитием города
Фонд объявляет конкурс по выбору исполнителя на разработку и реализацию мероприятий Школы в 2020 году
5 декабря в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса для журналистов и СМИ в сфере культуры «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Светлана Маковецкая, руководитель Центра ГРАНИ рассказывает, как прошел семинар для представителей Центров знаний по целевым капиталам и Центров социальных инноваций в сфере культуры
Вместе с коллегами из НФПК мы представили результаты проекта по развитию магистратуры нового поколения в России
Фонд Потанина начинает принимать заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность
Премия призвана отметить лучшие проекты компаний и частных лиц в области культуры, экологии и благотворительности
Представляем интервью с деканом экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александром Аузаном
В ходе встречи эксперты обсудили возможности популяризации современного искусства в регионах страны, а также значение куратора, как связующего звена между художником и его аудиторией
Участники дискуссии из России и других стран обсудили российский и международный опыт, лучшие практики и актуальные вопросы развития сотрудничества музеев и театров
Она завершилась церемонией награждения грантополучателей Фонда Святослава Перехожева и Владимира Лузана
Тревел-гранты получат 10 сотрудников некоммерческих организаций
В конкурсе могли принять участие выпускники образовательных программ Фонда, которые реализовывались в течение 20 лет
Медиация, инклюзия, медиакоммуникации – на конференции в Общественной палате РФ представили инновационные кейсы университетов по развитию гражданского общества, в том числе поддержанные Фондом
Фонд и Институт театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») объявляют конкурс на получение 10 тревел-грантов для региональных специалистов музеев
В фокусе программы этого года – тема партнерства и взаимодействия, особенности соучастного проектирования, а также возможности, которые открывают целевые капиталы в объединении ресурсов и усилий ради достижения общей цели
Представляем интервью с российским экономистом Евгением Гонтмахером
Фонд объявляет конкурс на определение исполнителя на разработку и реализацию мероприятий очного этапа конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина в 2019/21 гг.
Подведены итоги очередного цикла конкурса «Музейный десант» благотворительной программы «Музей без границ»
Публикуем Манифест Школы фонда-2019, который включил в себя результаты работы июльского форсайта
Мы объявляем конкурс «Практики личной филантропии и альтруизма», приуроченный к глобальной инициативе «Щедрый Вторник»
Представляем интервью с выдающимся психологом и ученым Александром Асмоловым
Эндаумент-фонд опорного университета Ярославской области получил от Фонда Потанина сертификат на 5 млн рублей в качестве поощрительного взноса
Мы объявляем старт нового цикла стипендиального и грантового конкурсов Стипендиальной программы Владимира Потанина и публикуем список вузов-участников программы 2019/2020
Пять городских проектных команд успешно прошли все этапы инициативы и в скором времени смогут приступить к реализации своих замыслов
Фонд объявляет победителей конкурса и пять эндаумент-фондов, которые получат поощрительные взносы
Фонд представил результаты ежегодного рейтинга вузов-участников Стипендиальной программы Владимира Потанина
На ресурсе собраны статистические данные о социальных проблемах в России, проект реализуется при поддержке Фонда Потанина
Программа стартует 5 ноября 2019 г. в Брюсселе
Эксперты определили победителей регионального и федерального уровней конкурса «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
В 2019 году групповая поездка для руководителей музеев предлагает исследовать и оценить лучшие музейные практики
Заявки принимаются до 12 сентября 2019 года включительно
Бизнес-школа им. Саида Оксфордского университета и Фонд Потанина объявили имена пяти руководителей российских НКО, которые пройдут обучение по программе «Социальные финансы» с 4 по 8 ноября 2019 года
В сентябре к обучению по программе «Мастер спортивного администрирования» Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ) приступят 20 победителей конкурса
В Центре развития филантропии нашего фонда стартовало новое направление – «Исследовательские стажировки»
В этом году участники Школы смогли предложить свои идеи и новые подходы к социально ориентированной деятельности
Открыт прием заявок на конкурс «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева, IV межрегиональный конкурс для журналистов и СМИ в сфере культуры
Она предоставит возможность 250 участникам, прошедшим конкурсный отбор, предложить актуальные пути решения общественно значимых задач
Продлевается срок приема заявок на участие в российско-европейской программе обмена Philanthropic Leadership Platform: Russia-Europe
Запуск нового сайта стал завершающим этапом в череде визуальных изменений Фонда
Вклад Владимира Потанина и нашего фонда в поддержку современного искусства и культуры удостоился государственной премии «Инновация»
Визит российских музейных специалистов в Барселону и Мадрид был организован Фондом Потанина совместно с фондом la Caixa
27 июня в брюссельском центре изящных искусств BOZAR прошло торжественное открытие выставки современного российского искусства «Двенадцатый часовой пояс: Заметки из России»
Дипломы вручили 50 выпускникам из 21 страны
Тема российско-испанской стажировки – «Современное искусство для социальных преобразований»
24 июня 2019 в Казани прошел семинар «Перспективы формирования фондов целевого капитала учреждений культуры»
Программа реализуется Центром развития филантропии совместно с European Foundation Center (EFC)
Третьяковская галерея и Фонд Потанина на ПМЭФ объявили о формировании эндаумент-фонда
Экспертный совет определил 250 участников Школы Фонда 2019, которая пройдет с 3 по 7 июля 2019 в отеле «Планерное» в Химках (Московская область)
В Московской школе управления СКОЛКОВО состоялась защита проектов и выпускной вечер для участников образовательной программы «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала»
Завершающий день форума «Музейный гид» был посвящен двум темам: лидерстве в музейной сфере и музеям в социальных сетях
Третий день форума «Музейный гид» состоял из разноплановых по форме и по содержанию дискуссий, объединенных общей темой – музей в социуме и его диалог с другими сферами культурной и общественной жизни
Проект «Фрагмент занавеса № 16» Музея истории города Махачкалы и Русского драматического театра им. М. Горького стал победителем лаборатории THEATRUM 2019
Актуальным вопросам деятельности региональных музеев и их наиболее значимым инициативам был посвящен второй день форума «Музейный гид»
Форум «Музейный гид» – дискуссионная площадка в программе фестиваля «Интермузей», на которой обсуждаются актуальные вопросы, стоящие на повестке дня российских и международных музеев
В 2019 году участниками программы зарубежной преддипломной практики стали более 120 магистрантов университета
Центр развития филантропии совместно с Европейским центром фондов запускает двухлетнюю российско-европейскую программу обмена
Экспертный совет определил 15 волонтеров, которые примут участие в специальной программе форума «Музейный гид»
Об этом было объявлено в ходе экспертной дискуссии «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху» в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции
На Венецианской биеннале прошла дискуссия на тему сохранения современного искусства, где мы представили новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства
В рамках учебной практики участники будут реализовывать проекты по формированию, использованию и пополнению целевых капиталов своих организаций
В Петербурге состоялась конференция «Магистратура++: программируя образование будущего», организованная Университетом ИТМО и Фондом
Обучение пройдут 30 руководителей и специалистов музейных организаций
Экспертный совет определил 14 победителей конкурса
Фонд Потанина открывает прием заявок на участие в Школе фонда 2019: в год двадцатилетия Фонда Школа изменит свой привычный формат
Фонд объявляет о приеме заявок на участие в специальной программе для музейных волонтеров в рамках форума «Музейный гид».
THEATRUM 2019 — фестиваль музейно-театральных проектов и лаборатория по исследованию взаимодействия музея и театра
В форуме приняло участие 57 спикеров, выступивших на 18 сессиях
Пять руководителей российских НКО получат возможность пройти обучение по программе развития креативного лидерства среди специалистов некоммерческих, общественных организаций, благотворительных фондов, а также фондов целевого капитала
Организатором дискуссии выступил Фонд Потанина
Открыт прием заявок на конкурс
196 профессионалов из сферы культуры и искусства пройдут серию двухдневных семинаров по культурному лидерству, стратегическому планированию и социальному партнерству
По результатам конкурса определены 100 победителей, 5 преподавателей вошли в резервный список
Университет ИТМО совместно с Фондом проводит конференцию «Магистратура ++: программируя образование будущего»
О программах рассказала директор программ Фонда Оксана Фодина
В нем приняли участие представители российских вузов, научных организаций и прессы, опыт Фонда представила директор программ Наталья Шульгина
Победители получат стипендии на обучение по англоязычной версии программы «Мастер спортивного администрирования» в РМОУ
Подведены итоги конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина 2018/2019
Победители в индивидуальной траектории конкурса на поддержку социально значимых инициатив начали стажироваться в российских НКО
В сессии приняла участие генеральный директор Фонда Оксана Орачева
Оксана Орачева рассказала участникам встречи о деятельности Фонда и основных сферах его работы
Круглый стол о привлечении финансирования в организации культурной сферы на форуме CULTURALICA
По итогам конкурса 65 сотрудников российских музеев получат возможность познакомиться с опытом российских и зарубежных коллег
Заявки принимаются до 28 февраля 2019
В ней приняли участие председатель Совета Лариса Зелькова и генеральный директор Оксана Орачева
Экспертный совет программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Потанина выбрал шесть лучших реализованных проектов – победителей конкурса 2017
Портал «Милосердие» о юбилее Фонда
С 28 января по 9 февраля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина организует второй, очный тур конкурса на получение именной стипендии Владимира Потанина
Спикером выступила генеральный директор Фонда Оксана Орачева
Дипломы победителям стипендиального конкурса вручила директор программ Наталья Шульгина
Определены участники очередного этапа инициативы Фонда Потанина «Музей. Сила места»
Генеральный директор Фонда подводит итоги года
Накануне 20-летнего юбилея фонда Владимир Потанин стал участником проекта #потомучтолюди
Подведены итоги первого этапа студенческого конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина
Объявлены имена полуфиналистов студенческого конкурса
Дискуссия «НКО-профи. Откуда они берутся», состоявшаяся во время Общероссийского гражданского форума, объединила представителей некоммерческих организаций, заинтересованных в дальнейшей профессионализации сектора
В рамках Общероссийского гражданского форума представили культурные инициативы, давшие толчок трансформационным процессам в местных сообществах в разных уголках России. Половина кейсов – проекты, созданные при грантовой поддержке Фонда
В рамках Общероссийского гражданского форума представили культурные инициативы, давшие толчок трансформационным процессам в местных сообществах в разных уголках России. Половина кейсов - проекты, созданные при грантовой поддержке Фонда
Фонд социальных инвестиций в рамках VI Общероссийского гражданского форума провел круглый стол «Социальные финансы для устойчивого развития»
Музей представил новые поступления в свою коллекцию
Вручение дипломов было приурочено к Дням Эрмитажа и стало частью торжественной церемонии чествования лучших сотрудников музея
В Пермском государственном национальном исследовательском университете прошел экспертный круглый стол «Примирение как процедура и результат разрешения конфликтов: традиции, современные вызовы и перспективы»
5 апреля 2019 Благотворительный фонд Владимира Потанина и Московская школа управления СКОЛКОВО проводят III Международный форум «Эндаументы-2019».
Результаты исследования "Магистратура 5.0: модель эффективной поддержки для устойчивого развития магистратуры нового поколения" были впервые представлены на семинаре "Развитие российской магистратуры: институциональные условия и инструменты оценки"
28 ноября в Европейском парламенте Брюсселя прошла торжественная церемония награждения победителей премии Corporate Art Awards
29 ноября в музее-усадьбе А.Т. Болотова прошла презентация проекта «В поисках утраченного» конкурса «Музейный гид 2017»
С 26 ноября 2018 года по 20 февраля 2019 включительно Фонд Потанина принимает заявки от российских музеев и организаций, осуществляющих музейную деятельность, на конкурс проектов «Музей 4.0»
Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса музейных проектов «Музей 4.0»
В дискуссии Фонда приняли участие представители ведущих культурных учреждений
В этом году стипендии и гранты получили 11 омичей, а Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского занял второе место в рейтинге фонда
Среди участников курса – пять сотрудников российских НКО, победивших в конкурсном отборе
Победители регионального этапа ежегодного конкурса «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева приняли участие в специальной программе в рамках Дней Эрмитажа 2018
Фонд Потанина объявляет прием заявок на участие профессионалов музейной сферы в образовательных поездках по России и за рубежом
Открыт очередной цикл конкурс для музейных специалистов «Музейный десант»
Фонд принял участие в XVI ежегодной конференции Форума Доноров, которая состоялась 25 октября в Москве и была посвящена нефинансовым ресурсам филантропии
На нем презентовано исследование по изучению российской магистратуры
На нем презентовано исследование по изучению трансформации российской магистратуры
В нем приняли участие 30 представителей культурных институций из 16 городов России
Идет прием заявок на стипендиальный и грантовый конкурсы программы
Фонд открывает очередной сезон Стипендиальной программы Владимира Потанина
Список вузов-участников Стипендиальной программы 2018/2019 года пополнили Московский городской педагогический университет, Российский государственный социальный университет и Самарский государственный технический университет
Марина Цуркан, победитель грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2017 года, стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу
В нем приняли участие победители конкурсов «Центры знаний по целевым капиталам» и «Центры социальных инноваций в сфере культуры»
Федор Губарев, доцент Томского политехнического университета, рассказывает о разработанной магистерской программе
Инициатива Фонда по продвижению русского искусства ХХ века теперь и в Третьяковской галерее
Экспертный совет определил победителей регионального этапа и победителей в номинациях конкурса профессионального мастерства «Искусный глагол» им. В.Ю. Матвеева
Рейтинг базируется на информации, относящейся к магистратуре, и традиционно оценивает качество образовательной среды в ведущих университетах России
На фестивале прошел круглый стол по целевым капиталам
30 представителей культурных институций из 16 городов России пройдут в СКОЛКОВО трехдневный образовательный интенсив
В конце июля Бизнес-школа имени Саида Оксфордского университета и Фонд Потанина объявили имена пяти сотрудников российских НКО, которые пройдут недельную стажировку по курсу «Социальные финансы» в 2018 году в Оксфорде
Cтартовал первый этап программы развития искусства в российских регионах NEMOSKVA, получившем поддержку Фонда
27 июля 2018 года в Музее Зеленограда состоялась презентация проекта «Покажите мне звук!» - победителя грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Фонд и Российский Международный Олимпийский Университет подвели итоги конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина
К дискуссии присоединились генеральный директор Фонда Оксана Орачева и директор юридической службы Фонда Анастасия Кумаритова
Опыт Пермского края по интерпретации наследия пермского геологического периода с успехом представлен на V Международном палеонтологическом конгрессе, состоявшемся в Париже 9-13 июля
Открыт прием заявок на журналистскую премию «Искусный глагол»
Девять проектов получат грантовую поддержку, девять участников пройдут стажировку в НКО
Девять проектов получат грантовую поддержку, девять участников пройдут стажировку в НКО
Доктор психологических наук Тимофей Нестик рассказал участникам Школы Фонда о том, как не ошибиться в выборе профессиональной траектории
Участники пресс-центра поговорили с автором исследования «Атлас новых профессий» о том, какие профессии будут востребованы в будущем
Идеолог проекта One Ball. One World рассказал о своей некоммерческой организации и объединяющей силе футбола
На Школе фонда прошла серия мероприятий международного проекта One ball. One world некоммерческой организации Spirit of Football
На Школе фонда прошла серия мероприятий международного проекта One ball. One world некоммерческой организации Spirit of Football
На Школе Фонда был презентован проект «НКО-Профи»
Участники индивидуальной траектории Школы Фонда поговорили с Михаилом Шацем о будущем России и о футболе
Учредитель Фонда дал комментарий журналу Alliance Magazine
Школа собрала более 250 магистрантов и преподавателей из 55 ведущих российских вузов России
Магистранты и преподаватели из 55 ведущих российских вузов собрались вместе, чтобы познакомиться с лучшими практиками некоммерческого сектора, развить свои социальные навыки и навыки проектирования, необходимые для решения общественно значимых задач
Среди победителей конкурсной программы фестиваля — грантополучатели и партнеры Фонда
Оксфордская программа по социальным финансам рассчитана на развитие креативного лидерства у специалистов благотворительных фондов, некоммерческих и общественных организаций, а также фондов целевого капитала
В масштабном ежегодном мероприятии примут участие 278 человек из 55 вузов – победители Стипендиальной программы Владимира Потанина последних трех лет
Школа станет площадкой для новых знакомств, обсуждения лучших практик решения социально значимых задач и формирования сообщества лидеров, способных стать драйверами устойчивых позитивных изменений в обществе.
Проект «Campus Martius, или как стать гражданином Пермского университета» Музея истории Пермского университета победил в конкурсе университетских музеев ИКОМ
20 выпускников РМОУ – стипендиаты конкурса «Олимпийские стипендии» Стипендиальной программы Владимира Потанина
Экспертный совет подвел итоги конкурса на создание центров социальных инноваций в сфере культуры
Маршрут перезапущен в рамках проекта «Люди слюдяной горы» – победителя грантового конкурса 2017 года программы «Музейный гид»
Участники мероприятия обсудили возможности грантового конкурса как инструмента развития и познакомились с успешными технологиями и практиками конкурсных механизмов
Приглашенные профессоры получат грант на чтение курса лекций для спортивных менеджеров по программе «Мастер спортивного администрирования» РМОУ
В числе победителей конкурсной программы фестиваля - грантополучатели и партнеры Фонда
Церемония состоялась на главной сцене «Интермузея - 2018»
В ходе форума состоялась форсайт-сессия новой инициативы Фонда «Музей. Сила места»
Темой второго дня форума стал музей как инструмент достижения общественного согласия и драйвер развития территорий
На форуме представлены два исследования в сфере культуры
Форум открылся дискуссией о музее как участнике решения социальных задач
Форум «Музейный гид» 2018 открылся дискуссией о музее как участнике решения социальных задач
Фонд представляет результаты исследования эффективности своих программ
Определены полуфиналисты конкурса на поддержку социально значимых инициатив
Объявлены полуфиналисты конкурса на поддержку социально значимых инициатив
И увеличил сумму гранта в два раза. Победитель специальной номинации Фонда будет объявлен в рамках фестиваля «Интермузей»
И увеличил сумму гранта в два раза. Победитель специальной номинации Фонда будет объявлен в рамках фестиваля «Интермузей»
В связи с масштабными работами по благоустройству доступ в зону Центральной аллеи ВДНХ закрыт до 1 июня.
Результаты исследования будут представлены на форуме «Музейный гид»
22 мая 2018 Экспертный совет определил 5 музейных специалистов и 6 музеев – финалистов конкурса профессионального мастерства «Музейный флагман»
22 мая 2018 Экспертный совет определил 5 музейных специалистов и 6 музеев – финалистов конкурса профессионального мастерства «Музейный флагман»
21 мая 2018 состоялась церемония награждения стипендиатов Фонда – студентов Международного государственного института международных отношений
Фонд на конференции по новым технологиям образования в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Представители 22 городов России составят карты культурного развития своих территорий
2 июня представители 22 городов России составят карты культурного развития своих территорий
Мероприятие состоится 2 июня 2018 в ходе форума «Музейный гид»
Конкурс профессионального мастерства открыт до 15 мая
В связи с длительным периодом майских отпусков Фонд продлевает прием заявок
Проекты станут участниками экспозиционной и образовательной программы форума
Новая инициатива Фонда будет представлена в ходе форума «Музейный гид»
Начался прием заявок на повышение квалификации в бизнес-школе Саида
Семинар, организованный фондом «Друзья», прошел 25 апреля 2018 в лектории «Прямая речь»
Награды получили журналисты, рассказывающие о профессионалах некоммерческой сферы
Форсайт-сессия, определяющая потенциал развития 24 городов на основе культуры, пройдет 2 июня в Москве
В Генеральском доме в Ижевске открылась выставка, посвященная столетию Ижевско-Воткинского восстания