Текст новости
Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга», которая прошла с 28 июня по 1 июля в Санкт-Петербурге, собрала более 500 сотрудников НКО, доноров и экспертов из разных регионов России и других стран. Главной темой мероприятия стало то, как пандемия повлияла на жизнь россиян в целом, и на их участие в благотворительности в частности. Конференция была организована уже в двенадцатый раз.
Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева приняла участие в интерактивном пленарном заседании «Новая норма и этика, новая интонация и технологии, новый фандрайзер и донор». Говоря про особенности взаимоотношений между донорами и грантополучателями в условиях пандемии, она отметила, что появляются новые истории, новые подходы и новые практики. И один из главных выводов прошлого года: любая поддержка предполагает гибкость и своевременность. «Надо уметь очень быстро перестраиваться, нельзя идти привычным путем. Прошлый год показал, что институциональная поддержка для донора – это не про зарплату и аренду, а про изменения жизни тех, ради которых вы работаете. Умение показать связь развития организации с тем, что произойдет с благополучателями. Мы на это обратили внимание, когда получали заявки на антикризисные конкурсы. Надо менять сами подходы, когда мы говорим об институциональном развитии и поддержке организаций».
По мнению генерального директора Фонда, один из эффективных инструментов для создания устойчивости организации – это целевые капиталы. Несмотря на кризис, в России появляется все больше фондов целевых капиталов, потому что стало понятно, что не хватает устойчивых средств. Сегодня в России больше 200 эндаумент-фондов, и примерно половина из них создана для поддержки сферы образования. Но есть и изменения. «Новые фонды стали появляться в менее популярных с точки зрения целевых капиталов сферах, таких как культура, социальная помощь, благотворительность, здравоохранение и спорт», – отметила Оксана Орачева.
Также Оксана Ивановна подчеркнула, что целевой капитал эффективен только тогда, когда организация использует и другие финансовые инструменты: «Весь пакет должен работать одновременно, только тогда организация сможет быть устойчивой, а фонд целевого капитала послужит подушкой безопасности и поможет пережить турбулентные времена».
В пленарной сессии в качестве спикеров также приняли участие Елена Шлегель («СберВместе»), Илья Чукалин (Фонд президентских грантов) и Митя Алешковский (Фонд «Нужна помощь»).
На сессии, посвященной исследованиям, прозвучали основные выводы исследований по фандрайзингу от ведущих фондов, которые были проведены за последние два года. По мнению одной из участниц, исследования на этом поле Фонда Потанина на самом деле революционны. Директор Центра развития филантропии Фонда Потанина Роман Склоцкий пояснил, почему это больше, чем исследования: «Потому что всякий раз, когда мы начинаем изучать какую-то тему, мы выходим за рамки конкретного предмета и начинаем видеть более сложную, комплексную картинку, которая позволяет нам делать выводы и о состоянии сектора в целом. А это является основой для принятия решений, это данные, на которые можно опираться, метазнания, которые нужны любому, это рекомендации и повод для обсуждения».
Роман Склоцкий рассказал, что Центр развития филантропии – это не академический центр, и исследования, дайджесты, аналитические доклады, переводные публикации – часть стратегии Фонда и работы Центра. В качестве одной из свежих публикаций он привел пример дайджеста, который подготовила Анастасия Ложкина по заказу Фонда: «Фандрайзинг в эпоху перемен: уроки и тенденции». «В издании представлены ключевые выводы, которые мы сделали, изучив тему фандрайзинга в мире. Нам удалось совместить и тренды, и практические вопросы – в частности, по цифровой трансформации и по взаимоотношениям с донорами. И мы находимся примерно в том же русле, что и глобальные игроки», – отметил спикер.
Другое исследование Фонда, которое было выполнено совместно с группой ЦИРКОН, называлось «Инфраструктура российского благотворительного сектора» – казалось бы, оно не имеет прямого отношения к фандрайзингу. Но его выводы приводят к размышлениям, как лучше выстраивать стратегические отношения с донорами в современных условиях. Роман рассказал и еще об одном свежем исследовании «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты», которое проводилось Центром оценки общественных инициатив НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Потанина и в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор». «Пандемия вообще не повлияла на цифровизацию, – поделился Роман Склоцкий неожиданным выводом исследования. – У некоммерческих организаций недостаточно высокий уровень цифровых компетенций, подход к этому вопросу ситуативный. Заявление, что пандемия стала драйвером – преждевременно. Хотя НКО понимают, что цифровизация – это комплексный инструмент, он не только про рост объемов финансирования, но и про прозрачность, укрепление имиджа и прочее».
На сессии также были представлены исследования частных пожертвований 2020 и World Giving Index 2020, подготовленные Фондом КАФ, и исследования фандрайзинга 2020-2021, проведенные платформой «Если быть точным», которая была создана фондом «Нужна помощь» и поддержана Фондом Потанина.
На сессии «Рост и развитие целевых капиталов как тренд» выступили эксперты в сфере эндаументов и представители российских фондов целевых капиталов. Директор программ Юлия Лизичева рассказала о программах, которые реализуются в этом направлении в настоящий момент. «В рамках программы «Эффективная филантропия» было проведено несколько антикризисных грантовых конкурсов, один из которых назывался «Новое измерение». 20 победителей из 52 приняли решение запросить деньги либо на формирование, либо на пополнение целевого капитала. Для Фонда это важный показатель».
Юлия также рассказала про Центры знаний по целевым капиталам, созданные при поддержке Фонда, которые существуют уже три года в Москве и регионах и ведут масштабную просветительскую, консультационную и обучающую работу. Такая же функция у ежегодного международного форума «Эндаументы», который два последних года проходит онлайн: здесь представляются лучшие практики и новые инструменты для продвижения модели целевого капитала, обсуждаются способы повышения устойчивости социальной сферы. «Все записи сессий этого года можно посмотреть на нашем YouTube-канале. И хочется в дальнейшем вернуться к традиционным встречам», – отметила Юлия.
Акцент в своем выступлении Юлия Лизичева сделала на программе повышения квалификации «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала», которая реализуется совместно с Московской школой управления СКОЛКОВО: «Обучение продолжается, несмотря на сложности пандемии. В этом году будет пятый набор, и у нас уже почти 100 выпускников. Сформировано больше 19 фондов целевого капитала именно благодаря инициативе Фонда. И хотя некоторые организации приходили к выводу, что целевой капитал им не нужен, это тоже результат. Программа насыщенная. По результатам обучения организация может претендовать на взнос от Фонда Потанина в целевой капитал. За время реализации программы сумма взносов превысила 50 млн рублей».
На конференции кроме классических сессий, дискуссий и блиц-докладов прошла серия экспресс-тренингов и мастерских по работе с частными пожертвованиями, бизнес-донорами, государственными средствами и грантовыми конкурсами. Работал «маркетплейс» – выставка-продажа инфраструктурных услуг для фандрайзинга от разных провайдеров, проходили бенчмаркинг-сессии, разборы ошибок, питчинги. Участие в конференции дало возможность обменяться полезными технологиями, контактами и инсайтам.