Назад

Алексей Аксёшин

– Несмотря на то, что много вещей из Нигерии было вывезено в Европу и Америку, там по-прежнему есть интереснейшие экспонаты, – рассказывает Алексей Аксёшин. – Я работал в основном в двух музеях – Национальном музее в Лагосе, бывшей столице, и в музее города Джос, основанным в 1952 году, который долгое время был главным в Нигерии. Там потрясающая концентрация вещей с довольно обширных территорий, представляющих разные культуры и разного назначения: от утилитарных до ритуальных. Они начинали собираться с британской тщательностью. Я изучал эти коллекции, фотографировал, описывал.

Алексей является одним из кураторов постоянной экспозиции «Искусство народов Африки», которая открылась 13 апреля 2017 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа. На выставке представлено около 40 произведений, относящихся к периоду конца XIX – середины XX века из собрания В.Р. Арсеньева, даров С.А. Гирдина и других источников – маски, деревянная скульптура, церемониальные предметы, оружие и украшения. Это первый зал будущей галереи Африки. Экспозиция будет расширена, Алексей делится планами:

– Выставка открыта не в своем окончательном виде, хотя и носит статус постоянной. Она будет кардинально изменена, планируется сделать пять залов на втором этаже Главного Штаба. Пока что сделан только один, так как на момент открытия у нас не было достаточно материала. Сейчас его стало гораздо больше. Я работаю над этим, коллекция пополняется, в том числе благодаря меценатам, главным образом С.А. Гирдину. Мне приходится выступать в качестве эксперта, по мере надобности пишу тексты. Сейчас мы также работаем над временной выставкой, которая будет, я надеюсь, через пару лет – из частных европейских коллекций, посвященных искусству Западной Африки.

Еще один результат научных поездок Алексея на африканский континент – создание документального фильма, посвященного техникам производства керамической посуды в культуре хауса. Фильм будет демонстрироваться, в частности, в залах постоянной выставки, сейчас завершается его монтаж.

Алексей работает в Эрмитаже чуть больше двух лет. Он окончил Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, затем магистратуру факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Исследовательский интерес у молодого специалиста вызывают, помимо других тем, табачные трубки и культура потребления табака – сейчас идет сбор материала для диссертации.

– Так получилось, что Африкой южнее Сахары в Эрмитаже занимаюсь я один. Интерес Эрмитажа будет закреплен, когда здесь появится какой-то настоящий отдел, как того заслуживает предмет исследования. Потому что это колоссальное поле, и я один тут мало что могу сделать. В 60-х годах прошлого века таким примером была Кунсткамера, где в отделе Африки работало полсотни человек. Хотелось бы, чтобы этим занималось много народу, чтобы здесь была творческая среда, в которой можно было решать реальные задачи, слышать критику.

– В своей работе я вижу смысл – за это и люблю ее, – продолжает Алексей. – Что касается самого музея – помимо прочего, это пример того, как в сложной общественно-политической обстановке можно делать то, что считаешь нужным, во что веришь. Этого добиваются разными путями, но главная заслуга, конечно, Михаила Борисовича Пиотровского. Эрмитаж для меня – это возможность быть самим собой, насколько это возможно.